Реформирование газового рынка Украины плавно переросло в передел его активов
Газотранспортная система Украины стала камнем преткновения между Министерством энергетики и НАК «Нафтогаз Украины». Несмотря на формально общий интерес, цели использования «большой трубы» у противоборствующих сторон диаметрально противоположные. Команда главы Минэнергоугля Игоря Насалика видит эту инфраструктуру как бесконечный источник заработка на его ремонтах и обслуживании. А в понимании главы «Нафтогаза» Андрея Коболева ГТС – едва ли не единственный актив энергосистемы, под который можно привлечь многомиллиардное внешнее финансирование.
Судьба газотранспортной системы Украины была предопределена еще в 2015 г., когда в Украине был принят Закон «О рынке природного газа». В нем шла речь о передаче ГТС в управление от сегодняшнего ее оператора ПАО «Укртансгаз» к ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ), которое впоследствии должно было быть приватизировано. Смысл этого плана был прост. Создание нового юрлица было необходимо для снятия рисков потенциального покупателя ее акций по старым обязательствам «Укртрансгаза». А вывод МГУ на приватизацию являлся шагом на упреждение проблем, которые возникнут через два года. Речь о том, что в 2019 г. истекает срок обязательств «Газпрома» по прокачке своего газа в Европу транзитом через Украину, и во избежание риска опустошения нашей трубы, Киевом и было принято решение найти влиятельного западного энергетического партнера, который гарантировал бы заполнение ГТС своим ресурсом.
Собственно, эти планы и были основной частью процесса анбандлинга (разделения активов) «Нафтогаза», на котором настаивают западные партнеры Украины. В январе этого года началась практическая реализация намеченного: Министерство энергетики и угольной промышленности создало ПАО «МГУ», что должно было бы открыть путь для передачи в него ГТС. Но с того момента в этом направлении чиновники не продвинулись ни на шаг.
На днях у Игоря Насалика решились озвучить официальную причину проблемы. Речь идет о подписанном министром 20 сентября приказе №613, которым решено «создать комиссию по расследованию причин невыполнения «Нафтогазом Украины» плана действий по передаче активов в «МГУ». Во главе этой комиссии, естественно, оказался сам министр, а ее заместителем был назначен «сбитый» ранее Коболевым с должности главы «Укртрансгаза» Игорь Прокопив, занимающий сейчас должность замминистра энергетики.
«Игорь Насалик заметил, что со стороны Минэнергоугля Украины все пункты, предусмотренные постановлением правительства от 1 июля 2016 №496 (им был утвержден план реструктуризации НАКа, с передачей активов ГТС в уставный капитал МГУ – «ОЛИГАРХ»), в полной мере выполнены. Перечень активов, материально-технических ценностей и других ресурсов согласован с секретариатом Энергетического Сообщества и утвержден правительством. В то же время НАК «Нафтогаз Украины» в обход этого решения внесены изменения в указанный перечень» – указали в Минэнергоугля.
Впрочем, лишь из названия приказа о создании комиссии уже было ясно, что Минэнергоугля считает виновным в блокаде процесса наполнения имуществом «Магистральных газопроводов Украины» именно «Нафтогаз».
В контексте того, что изначально как раз команда Андрея Коболева выступала двигателем процесса анбандлинга, организованный ею паралич этого процесса выглядит странно. Но логика главы НАК легко объяснима. Дело в том, что в своем сегодняшнем виде МГУ создано как предприятие, подчиняющееся Министерству энергетики (во главе МГУ находится сейчас бывший заместитель Прокопива в «Укртрансгазе» Валерий Ноздрин). В то время как в плане анбандлинга «Нафтогаза Украины» в редакции Коболева новосозданное предприятие должно было, как и сейчас, оставаться в подчинении НАК.
Почему для главы «Нафтогаза» так принципиально сохранение статус-кво? Его оппоненты объясняют это желанием контролировать финансовые потоки от эксплуатации ГТС. Сам же Коболев уверяет, что предлагаемая им управленческая конструкция – единственный способ найти зарубежного инвестора на модернизацию газотранспортной системы и одновременно обеспечение загрузки ее прокачивающих мощностей. Какой из этих версий можно верить, сейчас не скажет никто.
Но в глазах западных партнеров Украины сценарий Коболева выглядит привлекательнее. Парадоксально, но к такому выводу, судя по всему, их подтолкнула команда Насалика. Ведь несколько недель назад не без содействия Минэнергоугля Кабмин одобрил законопроект №6778, которым предлагается внести изменения в Закон «О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации». Если парламент примет эти правки, привлечение иностранных партнеров к совместному управлению ГТС станет нереальным, параллельно продлив на бесконечно долгий период процесс теневых заработков на ремонтах магистральной системы, которые существовали в течение всех лет независимости Украины.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»