Признание банкротом Черноморского судостроительного завода пока не позволяет Вадиму Новинскому вывести активы из этого предприятия из-за ареста, наложенного с подачи ГПУ. Но чем ближе выборы, тем больше у владельца «Смарт-холдинга» шансов дождаться осечки своего врага
«Хозяйственный суд Николаевской области 3 июля 2018 года постановил прекратить процедуру санации публичного акционерного общества «Черноморский судостроительный завод», признать Публичное акционерное общество «Черноморский судостроительный завод» банкротом и открыть ликвидационную процедуру» – такое сообщение 4 июля сделала пресс-служба хозсуда Николаевской области. В нем ЧСЗ был назван «бывшим флагманом украинского судостроения», который длительное время переживал сложные времена.
«С целью финансового оздоровления предприятия в 2015 году была введена процедура санации завода, о чем хозяйственный суд вынес соответствующее постановление. Однако, к сожалению, система мер по восстановлению платежеспособности должника не смогла предотвратить банкротство должника» – подытожили в суде.
Как уже писал «ОЛИГАРХ», еще в мае 2017 ГПУ начала досудебное расследование в уголовном производстве № 42017000000001341 по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами Министерства промышленной политики Украины, Фонда государственного имущества Украины и ПАО «Херсонский судостроительный завод» при внесении в 2011 году изменений в договор купли-продажи акций Черноморского судостроительного завода, что привело к уменьшению объема инвестиционных обязательств на сумму более 500 млн гривен. Через несколько месяцев после этого акции и имущество ЧСЗ оказались под арестом, наложенным определением Печерского районного суда Киева.
В то время ЧСЗ уже третий год пребывал в процессе банкротства, стартовавшего с подачи близкой к Вадиму Новинскому структуры – ЧАО «Балаклавское рудоуправление». А в апреле 2017 суд утвердил план санации ЧСЗ, который предусматривал выделение его движимого и недвижимого имущества в новое юридическое лицо. Кому оно должно было быть подконтрольно – вопрос риторический, учитывая, что структуры из орбиты Новинского («Консалтинг-Гамма», «Селект», Херсонский судостроительный завод) контролируют большую часть утвержденной судом задолженности Черноморского судостроительного завода на общую сумму 1 млрд гривен. А часть имущественного комплекса находится в залоге у принадлежащего Новинскому Юнекс-банка.
В управляющей судостроительным бизнесом Новинского компании Smart Maritime Group прокомментировали признание ЧСЗ банкротом, свалив вину на это на ГПУ.
«Данное решение является прямым следствием деструктивной позиции Генеральной прокуратуры Украины. 14 июня 2018 года руководитель санацией ПАО «ЧСЗ» Александр Остапенко обращался с официальным письмом к Генеральному прокурору Юрию Луценко, в котором указал, что фактически удержание арестов на имущество и акции Общества блокирует мероприятия, предусмотренные планом санации, срок которого истекал 1 июля. Тем не менее, 26 июня на заседании в Печерском районном суде Киева представители ГПУ настояли на сохранении ареста, и суд согласился с их сомнительной аргументацией…В этой связи, следуя букве закона, комитет кредиторов вынужден был констатировать невозможность выполнения плана санации и обратиться в суд с ходатайством о прекращении санации и открытии ликвидационной процедуры. Данное обращение было поддержано представителями государственных учреждений и ведомств, требования которых включены в реестр кредиторов ПАО» – сообщили в компании Новинского.
Как уже писал «ОЛИГАРХ», еще в прошлом году глава ГПУ прямо заявил, что ставит себе планку «хотя бы в первых инстанциях завершить процесс возвращения государству Черноморского судостроительного завода».
В СМИ такую позицию считают следствием затяжного конфликта между Новинским и Петром Порошенко. На упомянутом заседании Печерского суда 26 июня представитель ЧСЗ пытался добиться снятия ареста с имущества предприятия, но следователь ГПУ выступил против с мотивировкой «снятие ареста усложнит возврат ПАО «ЧСЗ» в собственность государства после признания судом приватизационного договора недействительным, а приватизации – незаконной» (правда, пока нет никаких данных о подаче ГПУ такого иска в суд).
Другой вопрос – что арест имущества ЧСЗ действительно спутал Новинскому карты, поскольку заблокировал процесс превращения этого предприятия, над которым навис «дамоклов меч реприватизации», в пустышку. Подобная операция, как уже писал «ОЛИГАРХ», ранее уже была проведена на Николаевском машиностроительном заводе, который был ликвидирован летом прошлого года, а его имущество досталось структурам из орбиты Новинского. А также в Херсоне, где ключевые активы ХСЗ перешли в собственность Smart Maritime Group.
В случае с ЧСЗ, если бы не существовало ареста в уголовном производстве (он остается в силе даже после признания предприятия банкротом, влекущего, согласно закона о банкротстве, отмену арестов на имущество должника), почти наверняка был бы проведен аукцион по продаже имущества – например, на близкой к «Смарт-холдингу» Региональной универсальной бирже. Итогом которого стала бы продажа имущества все тому же Smart Maritime Group или дружественным компаниям, после чего процесс возврата ЧСЗ в госсобственность не имело бы смысла даже начинать.
Но, несмотря на резкие заявления компании Новинского, для нее, на самом деле, еще ничего не потеряно. Судя по тому, как увязла ГПУ в своем расследовании, где сейчас одновременно ведутся 4 судебно-экономические экспертизы, шанс, что Юрий Луценко получит вожделенное решение суда «хотя бы первой инстанции» до президентских выборов, на которых Петр Порошенко пока никак не выглядит фаворитом, очень невысок. И чем ближе к «часу Ч», тем больше шансов на то, что судьи Печерского суда, давно славящиеся умением чутко реагировать на смену политических ориентиров, в нужный момент прислушаются к аргументам оппонентов ГПУ.
Егор КажановВладислав Боровиков
«ОЛИГАРХ»