Владелец признанного неплатежеспособным банка «Финансы и Кредит» Константин Жеваго сделал захваченный террористами Стахановский вагонзавод проблемой Нацбанка
Хозяйственный суд Луганской области в середине мая удовлетворил требования Национального банка Украины к ПАО «Стахановский вагоностроительный завод» (СВЗ) о взыскании активов, являвшихся предметом ипотеки, и принял решение продать их на торгах со стартовым ценником 562 млн грн.
Иск Нацбанка мотивирован тем, что СВЗ выступил одним из поручителей по кредитам рефинансирования банка «Финансы и Кредит» Константина Жеваго, которые ему выдал НБУ в 2008-2014 г. Общая сумма долгов по ним составляет около 4,2 млрд грн.
Как писал «ОЛИГАРХ», начиная с 2014 г., финансово-промышленная группа «Финансы и Кредит» в буквальном смысле оказалась в осадном положении. Одноименный банк, который являлся расчетно-кассовым центром всей ФПГ Жеваго, начал трещать по швам и в 2015 г. был признан неплатежеспособным, после чего контроль над ним перешел к Фонду гарантирования вкладов физлиц. Вслед за этим Национальный банк затеял разбирательства с компаниями Жеваго и самим миллиардером, пытаясь арестовать его имущество.
Стахановский вагоностроительный завод еще 6 лет назад был более чем ликвидным активом, входя в число крупнейших производителей вагонов в Украине. Но есть одна проблема – его имущественный комплекс находится фактически в центре псевдореспублики «ЛНР» и в 2014 г. был захвачен боевиками. В 2015 г на нем была введена т.н. «временная администрация» «ЛНР», и теперь предприятие перебивается единичными заказами. При этом еще в 2016 г стало известно, что значительная часть его производственных активов – в частности, станки – были проданы под видом металлолома.
Как долго Национальный банк будет искать покупателя на доставшийся ему «завод Шредингера», который и мертв, и жив одновременно, сказать сложно. Очевидно, что пока существует изобретение Кремля под названием «ЛНР», эти попытки ничем не завершатся.
Такое положение дело объясняет, почему имущество СВЗ не стало предметом ожесточенной судебной борьбы со стороны своего юридического владельца. «Ответчик, «Стахановский вагоностроительный завод», отзыв на исковое заявление не представил, участие представителя в судебном заседании не обеспечил, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом», – говорится в решении Хозсуда Луганской области.
За другие свои активы, на которые претендует НБУ и ФГВФЛ, Жеваго борется. Пока самая эффективная тактика – банкротство. Начиная с 2014 года, в соответствующую процедуру вступили Киевский судостроительный-судоремонтный завод, Ужгородский «Турбогаз», Херсонский завод карданных валов и другие предприятия. Пока идут банкротства, кредиторам нельзя принудительно взыскивать имущество «на стороне» – только в рамках этой процедуры. А ее, чаще всего, контролируют лица, так или иначе связанные с группой Жеваго.
Яркий пример – уже описанная «ОЛИГАРХОМ» история банкротства Херсонского завода карданных валов, входящего в холдинговую компанию «АвтоКрАЗ» Жеваго.
Его банкротство началось еще весной 2014 года. В рамках этого процесса изначально основным кредитором предприятия выступил банк «Финансы и кредит» – в мае 2015 г. суд утвердил его требования к должнику на сумму почти 400 млн гривен, и дополнительно включил в реестр еще 150 млн гривен, обеспеченные залогом.
Но после того, как Жеваго утратил контроль над банком, его требования были уменьшены до 50 млн гривен «в связи с частичным погашением другими кредиторами задолженности по кредитным договорам, заключенным между банком и ПАО «Херсонский завод карданных валов».
Вскоре контроль над комитетом кредиторов завода достался группе предприятий, входящих в орбиту Жеваго – ПАО «Ужгородский турбогаз», ПАО «Токмакский кузнечно-штамповочный завод», ООО «Агрибизнес», ООО «Перт» и ООО «УАУ». В конце 2016 года они провели собрание кредиторов, на котором решили ходатайствовать перед судом о введении процедуры санации завода карданных валов.
На этом же собрании кредиторы приняли к сведению заявление ООО «Машиностроительная комплектация», близкой к «АвтоКрАЗу», об участии в санации завода. За это проголосовали все, кроме банка «Финансы и кредит», голосов которого не хватило, чтобы заблокировать указанное решение.
Процедура санации ПАО «Херсонский завод карданных валов» была введена судом в марте 2017 года, а управлять ею был назначен гендиректор завода-должника Юрий Смолиенко. Он несколько раз подавал в суд на рассмотрение план санации, предусматривавший переход его имущества к «Машиностроительной комплектации», но его каждый раз ветировал банк «Финансы и кредит», у которого в залоге находится все недвижимое имущество завода.
Наконец, в апреле 2019 банк направил в суд письмо, в котором настоял на признании своего должника банкротом, что в итоге и произошло на днях. Очевидно, что залоговый кредитор заинтересован в скорейшем получении «живых» денег за имущественный комплекс завода-банкрота, что будет сделано в ходе открытого аукциона по его продаже.
Впрочем, учитывая, кто контролирует комитет кредиторов, а также тот факт, что ранее у банка «Финансы и кредит» уже были «стычки» с нынешним ликвидатором завода, есть основания полагать, что этот процесс будет негласно контролировать другая сторона. А в украинских реалиях это может означать, что торги не вызовут бурного интереса у сторонних претендентов, и после нескольких неудавшихся попыток реализовать имущество ПАО «Херсонский завод карданных валов» его активы уйдут в «нужные руки» с хорошим дисконтом.
Владислав Боровиков«ОЛИГАРХ»