Мнения

Сергей Лямец: “Глава ФГИ Дмитрий Сенниченко – лучший пиарщик страны”

Глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко – лучший пиарщик страны.

Таким нужно родиться. В 18 веке он мог бы стать сказочником и радовать детей. Но в 21 веке подвернулась госслужба, и Дмитрий начал мигрировать по должностям, пока не добрался до ФГИ.

Умение складывать сказки очень пригождается новому руководителю Фонда госимущества. В предприятиях, которые контролирует ФГИ, воруют миллиардами долларов. Системно. Уже при новой власти.

Но этого же не может быть! Власть у нас святая. Поэтому кто-то обтекает, принимая на себя снаряды критики. Но не Сенниченко – он отстреливается, рассказывая сказки об успехах.

И знаете, талант – работает. Ладно, если бы посту Сенниченко лайкали и поддерживали только “соросята” и упоротые боты. Нет – среди лайкнувших есть немало людей с хорошо развитым критическим мышлением. Казалось бы, они должны уже были понять, что их обманывают. Но – не понимают. Возможно, некогда.



Поэтому рассказываю. Этот пост специально для тех, кому некогда было разобраться в вопросе.

24 сентября 2020 года Дмитрий Сенниченко отпраздновал юбилей. Ровно год он возглавляет Фонд госимущества.

Глава ФГИ написал юбилейный пост в Facebook. В нем он поставил себе в заслугу многие вещи. Как приличный сказочник, смешал правду и неправду, а самое главное – спрятал.

—————————ПРАВДА И НЕПРАВДА—————————

Вот те достижения Сенниченко, которые справедливы:

– более 1500 аукционов прошли через Prozorro.Продажи- информация об объектах приватизации есть на сайте privatization.gov.ua- за год в бюджет собраны почти 2 млрд грн, а планируется 3 млрд грн- “сломали” схему на рынке оценки недвижимости.

А вот в чем глава Фонда госимущества приврал:

– приватизационный процесс стал прозрачным. Да, но лишь по объектам малой приватизации. А это преимущественно старые заброшенные здания, облюбованные бомжами и крысами;

– торги через Prozorro.Продажи запустил не Сенниченко, а команда Тараса Елейко, которая пришла из Фонда гарантирования вкладов. Оттуда же пришла и платформа Prozorro.Продажи;

– с арендой госимущества получился полный провал, потому что планы не выполнены. Не заладилось с начала 2020 года. Но “на счастье” случился коронавирус, и на него все списали. А вдогонку еще и приняли закон, по которому освободили арендаторов государственных квадратных метров от арендной платы (в ущерб государству, естественно). Может, и правильно – но ведь далеко не все арендаторы оказались в кризисе;

– 2 млрд грн собраны с так называемой “малой приватизации”. Продаются в основном те самые сараи. Но есть важный нюанс. Продажа проходила по закону, принятому во времена Порошенко. Закон готовили под себя, поэтому под категорию “малых” попала гостиница “Днепр” в центре Киева. Ее продали то ли Фирташу, то ли Бабакову. Сделка могла гарантированно не пройти финмониторинг и проверку СБУ. Но я так понимаю, что бюджету нужны были деньги, поэтому власть сымитировала, что никаких россиян там не нашли, а гостиницу купили якобы “киберспортсмены”. Ну ок, мы запомним;

Но все это – мелочи жизни. Главное в сказках – всегда не эти крохи, на которых пытаются сосредоточить наше внимание. Работает старый добрый принцип: если что-то слишком сильно рекламируют, значит с другой стороны что-то так же сильно прячут. Это случай Сенниченко.



Перечислю, от чего отвлекает внимание глава Фонда госимущества.

——————————–ЧТО ПРЯЧЕТ СЕННИЧЕНКО——————————–

Извечный вопрос: как оценить эффективность чиновника? В случае с Фондом госимущества, все довольно понятно. ФГИ работает по нескольким направлениям.

Первое – это продажа государственного имущества (собственно приватизация). Тут критерий эффективности – продажа на условиях, максимально подходящих государству. А это отличная цена плюс решение попутных вопросов – например, недопущение массового увольнения людей.

Второе – управление государственным имуществом до тех пор, пока оно не будет продано.

Третье – аренда государственного имущества, которое не нужно продавать.

Четвертое, пятое и шестое – это разные мелочи вроде регулирования рынка оценки. Главными являются первые три. И по ним, believe me, ситуацию можно описать метким выражением депутата Арахамии: “ж@па”.

Поэтому, рассказывая о своих достижениях, Сенниченко сочиняет сказки об успехах вроде перехода на Prozorro.Продажи. На самом деле, он скрывает несколько важных моментов.

Начну сверху.

Эпизод первый. План и выполнение.

Изначально Фонд госимущества должен был влить в госбюджет 12 млрд грн. В одном из первых интервью Сенниченко даже обещал дать 16 миллиардов, но будем считать, что 12.

Сумма вполне осязаемая. По нынешнему курсу, это $0,42 млн. Напомню, когда-то за Одесский припортовый давали $1 млрд, а “Криворожсталь” продали за $4,8 млрд. Есть также что продавать. В конце 2019 года Министерство экономики передало Фонду госимущества сотни новых объектов. Работайте – и сможете собрать 12 млрд грн даже в разгар коронакризиса. В мире по-прежнему много денег, которые ищут себе применение.

Но наступил март 2020 года, и Дмитрию Сенниченко улыбнулась сама судьба. Начался коронакризис, и довольно несложным маневром план Фонда госимуществам уменьшили в 24 раза! – до 500 млн грн. В эквиваленте это всего $18 млн.

Естественно, что продав гостиницу “Днепр” за $40 млн, Фонд госимущества одним движением перевыполнил план. Небольшая инвестиция среднего по размерам бизнеса вдруг выполнила план по приватизации целой страны.

А продав вдобавок кучу обоссаных сараев, Фонд госимущества сделал еще два плана. Как в анекдоте о гномиках и мышах.

Оцените красоту сказки. По правде говоря, считать нужно от плана 12 млрд грн. Но если хочется, можно занизить план и рассказывать о перевыполнении.

Эпизод второй. Большая приватизация.

Что нужно, чтобы получилось продать на 12 млрд грн? Правильно, нужно выставить на торги 1-2 объекта из перечня так называемой “большой” приватизации.

В Украине таких объектов 25. Сегодня в этом перечне:

– Одесский припортовый завод- “Центрэнерго”- “Азовмаш”- “Электротяжмаш”- “Сумыхимпром”- Объединенная горно-химическая компания- малые пакеты в облэнерго- теплоэнергоцентрали- шахта “Краснолиманская”- “Артемсоль” и другие.

Можно было напрячься и продать хоть что-то из этого? Тем более, что советники уже давно подготовили предприятия к продаже. Желающие уже получили все интересующие их документы, многие потенциальные покупатели даже побывали на объектах и провели на них due diligence.

Если правильно подойти к процессу, то коронакризис – не помеха. Хотя бы потому, что коронакризис – это кризис изоляции, а не финансовый. Деньги в мире как были, так и есть. Ну а не нашли бы западных инвесторов – могли бы продать пакеты в облэнерго. Все равно никто из западников не пойдет к нашим олигархам в миноритарии – так пусть олигархи раскошелятся и докупят еще по 25% компаний.

Но желания продать у новой власти не возникло. И я скажу вам, почему. По многочисленным слухам, Фонд госимущества попал в сферу управления помощника президента Владимира Зеленского – Сергея Шефира.

У Шефира оказался совершенно другой подход к вопросу приватизации. Зачем продавать и давать деньги в бюджет Украины? Можно не продать, а отдать в пользование добрым людям – украинским олигархам. А те принесут “спасибо” не в бюджет, а лично Шефиру.

Так Дмитрий Сенниченко, которого уже готовились увольнять, получил второй шанс. Сдавшись на милость нового куратора, теперь он рассказывает сказки, прикрывая происходящий на предприятиях беспредел. А именно:

– Одесский припортовый завод (ОПЗ) грабит компания “Агро Газ Трейдинг”. Ее ассоциируют с Денисом Горбуненко, Игорем Билоусом, Сергеем Левочкиным и еще кем-то очень влиятельным. Возможно, не обошлось без Дмитрия Фирташа;

– “Центрэнерго” грабит Игорь Коломойский. Суммы ущерба – десятки миллиардов гривен в год! Кстати, через “Центрэнерго” олигарх выдаивает также “Энергоатом”, и там суммы ущерба пока скромнее – миллиарды гривен. Но процесс только начался, и все лучшее – впереди;

– “Электротяжмаш”, судя по всему, попал в орбиту интересов “Метинвеста” Рината Ахметова. Но вполне возможно, туда зашли просто временщики, задача которых – сбить стоимость компании как можно ниже;

– “Сумыхимпром” остаются в орбите Дмитрия Фирташа, насколько я знаю. ФГИ не торопится отбирать контроль на себя;

– Объединенная горно-химическая компания, похоже, плотно попала в орбиту влияния россиян. Сначала в компанию поставили менеджеров – выходцев из компании Glencore, плотно завязанной на Россию. Затем эти менеджеры принялись срывать старые контракты, по которым титановая руда из Украины шла в Европу и США, в том числе для компании DuPont. И вот, пару месяцев назад появилась информация, что на поставки титанового сырья из ОГХК сели посредники родом из 1990-х. А первые партии руды поплыли в… Крым, аннексированный Россией. Вы правильно догадались, украинское сырье поплыло на завод “Крымский Титан”, контролируемый Дмитрием Фирташем. А этот олигарх всегда считался форпостом российского бизнеса в Украине.

Аналогичные процессы навернка происходят не только в объектах “большой” приватизации. Но именно на перечисленных предприятиях размах новых хозяев воистину чудовищный. Такого грабежа не было даже при Порошенко.

Предприятия, за которые когда-то предлагали СОТНИ МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ, сегодня грабятся бесплатно. Убытки от такого “бизнеса” накапливаются и напрямую сбивают цену объектов “большой” приватизации. Так что не удивляйтесь, если ОПЗ скоро продадут за пару десятков миллионов долларов. Хотя во времена Тимошенко отказались продать за миллиард.

Какова здесь роль Сенниченко? Самая прозаическая.

Первое – он охраняет описанные выше схемы от излишнего внимания со стороны. Эти схемы похожи на караван. Главное для них – продолжать идти, что бы ни говорили со стороны разные watchdogs.

Второе – Сенниченко рассказывает сказки о том, что дела обстоят прекрасно, замечательно и блестяще. Зачем? Ну а что делали бы вы на месте главы Фонда госимущества? По закону, он несет ответственность за состояние этих предприятий. А по факту, все решения принимаются совершенно в другом месте – предположительно, в кабинете Сергея Шефира. Вот и приходится рассказывать сказки.

Не удивлюсь, кстати, если Сенниченко еще на старте карьеры прихватили на взятке или чем-то подобном. Ну или что он сидит на абонементе у олигархов, получая свою долю малую за то, что государство несет миллиардные убытки. Эти две версии как минимум резонны.

Ну а почему Сенниченко поддерживают “соросята”? Спросите их. Наверное, это политика.

———————————–ОБЕЩАНИЯ. ТРУФФАЛЬДИНО———————————–

Главу Фонда госимущества за глаза называют “Труффальдино из Бергамо”. Литературный герой прославился как эталон мошенника и плута, еще задолго до рождения Остапа Бендера.

Не знаю насчет мошенничества. Но врет Сенниченко много и красиво. Помимо перевирания, его главный продукт – обещания.

В каждом своем интервью Сенниченко обещает ровно все то же, что он обещал год назад. Но каждый раз – красивее.

Продать объекты. Привлечь десятки инвесторов. Собрать миллиарды. Составить инвестиционные карты. Не буду утомлять вас перечислением всех пунктов меню. Хотите – перечитайте. Оригинал – здесь.

Источник: Фейсбук автора

Напечатать

Сергей Лямец

журналист, блогер, создатель проекта Politicus Vulgaris

«ОЛИГАРХ»

Публикации

Суботін Шредінгера

Власник збанкрутілого Мегабанку, масштабне виведення майна з якого розслідує ДБР, одночасно перебуває в двох станах - як керівник державного холдингу та людина, яка веде боротьбу з владою

Віктор Пінчук програє Федору Закусило війну за «Укргазвидобування»

Державна газовидобувна компанія, судячи з усього, не проти такого розвитку подій: присутність конкурента із США, що торгує китайським товаром, дозволяє суттєво збивати ціни українського монополіста «Інтерпайп»

Микола Злочевський підкрадається до Генпрокуратури

Скандальний екс-міністр екології часів Януковича, який погорів на спробі дати хабар на суму $5 млн керівництву НАБУ та САП, схоже, продовжує таємно скуповувати елітну нерухомість в Києві - втому числі на гроші, «зекономлені» на сплаті…
Все Последние публикации

Вас может заинтересовать Новости этого автора

Хотите быть в курсе актуальных новостей?

Подпишитесь на наши обновления!
Проверьте, разрешены ли уведомления в Вашем браузере
Хочу быть
в курсе!
Больше не показывать.