Ведомство Ирины Венедиктовой ставит под угрозу списание многомиллиардных долгов «Укрнафты»
Офис генерального прокурора Украины готов выставить ПАО «Укрнафта» счет на 1,5 млрд грн. Этой суммы там намерены добиваться не для себя, а в интересах государства. Если точнее – Кабинета министров Украины, чьи интересы команда Ирины Венедиктовой считает нарушенными.
Поскольку дело благое, у генпрокурора не только не скрывают своих планов, а наоборот – открыто говорят о них. Но пока похвастаться нечем. «20 октября Хозяйственный суд Киева оставил без рассмотрения иск Офис генпрокурора о взыскании 1,5 млрд грн. с ПАО «Укрнафта»», – сообщила Венедиктова на своей странице в Фейсбук.
Демонстрируемая ОГПУ прозрачность беспрецедентна. До сегодняшних дней в Украине не было примеров, когда генпрокурор едва ли не в онлайн режиме информирует общество о своих шагах. Правда, эта откровенность совпала во времени с другим немаловажным событием.
«Они никого не посадили. Они могли не пересажать всех коррупционеров, я понимаю, полгода – очень мало. Но должны быть шаги, мы должны отвечать перед обществом, которому мы пообещали, что будут посадки. Мы это обещали. И если сейчас действующий генпрокурор, новый генпрокурор, если она – это она, женщина, профессиональная женщина – если она до конца года не покажет своего результата, ей я дам такой же ответ», – так президент Владимир Зеленский месяц назад прокомментировал возможное увольнение Венедиктовой.
Является ли это заявление главы государства катализатором активности команды генпрокурора, доподлинно неизвестно. Но если принимать эту версию за основу, то она как минимум объясняет почему в ОГПУ взялись за это «нафталиновое дело».
«Нафталиновым» оно является потому, что вышеупомянутые 1,5 млрд грн. вменяются «Укрнафте» в качестве оплаты пени за несвоевременно выплаченные дивиденды, которые приходятся на государственную долю в обществе по итогам работы ПАО в 2011-2013 годах. То есть речь идет о событиях почти десятилетней давности. При этом данную тему давно можно считать исчерпанной, потому что вопрос о претензиях за несвоевременно выплаченные дивиденды государство ставило еще в те годы, и потерпело окончательное фиаско в 2016-м году.
Тогда Высший административный суд Украины признал противоправным и отменил приказ Министерства экономического развития и торговли №1350 от 27 октября 2015 г. «О начислении пени ПАО «Укрнафта». «В материалах дела есть копии платежных поручений о перечислении «Укрнафтой» дивидендов в госбюджет Украины в размере 632 млн грн.. В реквизитах указанных поручений «Укрнафтой» указано, что назначением платежа является оплата дивидендов за 2014 год», – говорится в упомянутом решении ВАСУ.
В свете этого давнишнего вердикта сегодняшняя инициатива генпрокуратуры как минимум вызывает изумление. Но если однозначной разгадки ее действий нет, то есть однозначность последствий этих самых действий.
Речь идет о том, что задержку выплаты дивидендов, о которой говорят у Венедиктовой, можно трактовать как камень в огород известного миллиардера из Днепра Игоря Коломойского.
Как раз его структурам принадлежит около 43% акций «Укрнафты», и с его же именем связывают менеджерский контроль над этой компанией, чьи другие 50% принадлежит государственному НАК «Нафтогаз Украины». О том, что это предприятие давно операционно управляется группой «Приват» публично заявлял ближайший соратник Коломойского Игорь Палица.
Поэтому сегодняшние заявления ГПУ о намерении взыскать 1,5 млрд грн. компенсации с «Укрнафты» у днепровского миллиардера наверняка трактуют как личную претензию.
И ладно бы, если речь шла об очередном локальном противостоянии Игоря Коломойского. Но нет. Ценой вопроса может оказаться срыв разделения активов «Укрнафты» между ее государственным и частным акционерами.
Предварительный план разделения, лоббистом которого является Андрей Коболев, заключается в том чтобы отдать «Нафтогазу» «газовую» часть ПАО, а «Привату» – нефтяную. При этом предвестником этой сделки должно было стать урегулирование многомиллиардных долгов «Нафтогаза» перед «Укрнафтой», и «Укрнафты» перед налоговой.
Для этой цели были даже отдельно созданы законопроекты №3004-а и №3005-а, которые подразумевают цепочку финансовых решений. Но несколько недель голосование по ним было перенесено, а в свете сегодняшнего сгущения туч в лучшем случае будет отложено на неопределенное время.
Владимир КомаровДмитрий Якимец
«ОЛИГАРХ»