В последних числах сентября нефтегазовая компания JKX Oil&Gas Plc сообщила о троекратном увеличении вероятных запасов энергоресурсов на своих площадках в Украине. Это может быть первым прикладным шагом в повышении ставок турецко-российским тандемом бенефициаров JKX Бураком Оздоганом и Владимиром Татарчуком в переговорах о выкупе доли Игоря Коломойского в этом предприятии.
Основной актив британской JKX Oil&Gas Plc – украинское СП «Полтавская газонефтяная компания» (ПГК), обладающее правами на разработку плеяды месторождений из Полтавской области – Игнатьевское, Молчановское, Ново-Николаевское, Руденковское, Заплавское, Елизаветовское, Червоноярское и Восточное. С одной стороны, эксплуатация этих площадок приносит предприятию приличные деньги. Так, при продаже добываемых ею 300 млн. кубометров газа в год по сегодняшней коммерческой цене в 6,3 тыс. гривен за 1 тыс. кубометров выручка достигает почти 2 млрд. гривен.
С другой стороны, как раз эти финансовые потоки и являются источником всех бед ПГК. Прикладной пример – события января нынешнего года, когда по итогам заседания совета директоров JKX Oil&Gas было принято решение ограничить право голоса одного из своих учредителей – Eclairs Group Limited Игоря Коломойского и его партнера Геннадия Боголюбова – на собрании акционеров британской фирмы. Формальной причиной для этого стал отказ Eclairs раскрыть все данные о структуре своей собственности. В реальности источником проблем была склонность «приватовцев» к монополизации влияния на компанию: на тот момент Коломойский и Боголюбов полностью контролировали правление JKX, при том, что упомянутой Eclairs Group принадлежит всего 27,5% JKX.
Выход из ситуации был найден весной этого года, когда лидер «Привата» под давлением решения лондонского суда согласился с предложением ввести в управляющие органы JKX Oil&Gas Plc представителей других акционеров.
Этот шаг привел к тому, что в сегодняшнем совете директоров у Коломойского осталось только 2 из 7 представителей. Остальные 5 кресел заняты сторонними менеджерами: двумя представителями Dumarchal Nominee Ltd и Neptune Invest & Finance Corp (владеет около 13% JKX в интересах турецкого бизнесмена Бурака Оздогана) и тремя от Proxima Capital Group (ей принадлежит около 20% британской компании в интересах российских предпринимателей Владимира Татарчука и Владимира Ермошина).
Как раз под знаменами этой команды JKX Oil&Gas Plc на днях и опубликовала обнадеживающую новость. Из ее сообщения на сайте Лондонской фондовой биржи следует, что «ее вероятные (прогнозные) ресурсы выросли в 3,7 раза – до 39 MMboe». В переводе на язык украинских газодобытчиков это означает, что суммарные запасы ее месторождений могут превышать 70 млрд. кубометров газа.
В теории эта информация должна обнадежить инвесторов JKX Oil&Gas Plc, акции которой котируются на Лондонской фондовой бирже. Но у этого процесса есть и другая сторона: пустив рост стоимости компании «на самотек», менеджмент предприятия фактически повысил ставки в переговорах своих акционеров о M&A. Речь идет о том, что, по данным «ОЛИГАРХА», упомянутые Бурак Оздоган и Владимир Татарчук уже несколько месяцев ведут безуспешные переговоры с Игорем Коломойским о выкупе его доли в JKX Oil&Gas Plc.
«Игорь Валерьевич отказал даже без обсуждения цены», – так прокомментировал ситуацию источник «ОЛИГАРХА», знакомый с переговорами. По его словам, такая позиция днепропетровского олигарха может быть связана как раз с нынешней стоимостью британской компании. «В свое время за 27% JKX «приватовцы» заплатили около 180 млн. долларов. Сейчас же их пакет стоит не больше $150 млн», – утверждает наш собеседник. Он предположил, что после обнародования информации о росте виртуальных запасов газа JKX ее стоимость может вырасти, а это открывает новую страницу в стратегии Оздогана и Татарчука.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»