Венчурный инвестфонд, считающийся «кошельком» объявленного СБУ в розыск экс-главы Минобороны, спрятал своих собственников
27 сентября о перестановках в составе своих акционеров сообщило ПАО «Закрытый недиверсифицированный венчурный инвестиционный фонд «Стартап». По его информации, кипрская компания Teseristen Consulting Limited, которой принадлежало 61,2614% голосующих акций фонда, сократил свою долю до 8,2592%. «Основанием изменения пакета акций акционера является продажа части акций другим лицам», – сухо указали в компании. Кто стал новым собственником «Стартапа», неизвестно – информацию об этом фонд упорно не публикует, указывая, что конечный бенефициарный собственник у него отсутствует.
Впрочем, расследование «ОЛИГАРХА» показывает, что это не так – прямые и косвенные признаки указывают на то, что фактическим владельцем фонда может быть сбежавший в Крым бывший министр обороны времен Януковича Павел Лебедев, который был объявлен в розыск СБУ в прошлом году.
Что представляет из себя фонд «Стартап» на сегодняшний день? Как демонстрирует обрезанная отчетность компании на сайте Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка, она явно не хочет ни с кем делиться подробностями своей деятельности. Которая, между тем, весьма разносторонняя.
«Стартап» владеет крупными долями в уставных капиталах дюжины украинских компаний. Среди них – расположенные в Рубежном (Луганская область) компании «Лизинвест» и «Рубежанский Краситель», Свесский насосный завод из Сумской области, коростенский «Интер Тайл», криворожский «Дизельный завод», киевское туристическое агентство «Тревелмейд» и поставщик железнодорожного оборудования «Днепроуниверсалкомплект».
Самый же ключевой актив «Стартапа» – промышленная инвестиционная группа транспортного машиностроения «Интер Кар Групп», которой венчурный фонд владеет совместно c кипрской фирмой Tolivaria Ltd. О его важности говорит тот факт, что директор «Интер Кар Групп» Андрей Жарий одновременно является председателем наблюдательного совета «Стартапа».
Официальная биография Павла Лебедева гласит, что до похода в политику (избрания в 2006 г. депутатом Верховной Рады от Блока Юлии Тимошенко) он был президентом «Интер Кар Групп». И чем выше Лебедев поднимался по карьерной лестнице, тем больше он по бумагам «отдалялся» от своего главного бизнес-актива. К 2012 году, когда доказавший свою верность Януковичу чиновник был назначен министром обороны Украины, все его основные активы оказались переписанными на его дочерей. А в 2013 г. их часть их была переброшена на новосозданный «Стартап».
Официально представители семьи Лебедева не светятся в числе акционеров этого венчурного фонда. Однако связь легко проследить через его ключевого управленца – уже упомянутого Андрея Жария, а также партнеров фонда в принадлежащих ему структурах.
До прихода в «Интер кар групп» Жарий был директором компании UFC («Украинский фондовый центр»), которая сейчас официально указывает своими бенефициаром через кипрскую Brishenton Ventures дочь Лебедева Юлию. Она же вместе со своей сестрой Аленой соседствует со «Стартапом» в составе учредителей агентства «Тревелмейд», и похожих примеров есть еще как минимум несколько.
Судя по тому, что Павел Лебедев в оккупированном Россией Севастополе пришелся ко двору, приняв гражданство РФ и став председателем координационного совета организаций РСПП по «Крымскому федеральному округу», а в Украине его ждет арест, подконтрольный ему бизнес вряд ли может рассчитывать на какую-то лояльность властей. Очевидно, именно поэтому и был запущен новый этап запутывания структуры собственности, обкатка которого, судя по всему, началась как раз на фонде «Стартап».
Егор Кажанов«ОЛИГАРХ»