Новая тарифная политика властей привела к стычке самых богатых олигархов и заодно к неожиданному результату: суд отменил повышение тарифов на электроэнергию с 2016 года для всей промышленности.
Окружной Административный суд Киева отменил повышение тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей. Решение он принял еще 17 октября, но стало известно о нем только на прошлой неделе. Как выяснил «ОЛИГАРХ», суд признал недействительными сразу три постановления Национальной комиссии государственного регулирования энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которыми регулятор утверждал розничные тарифы на электроэнергию для промышленности на май, июнь и июль 2016 года.
Истцом в этом процессе выступила Украинская ассоциация производителей ферросплавов и ПАО «Никопольский завод ферросплавов», которых поддержали Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи. Все эти структуры входят в орбиту группы «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Ответчиком стала НКРЭКУ, а в качестве третьих лиц в деле оказались задействованы компании «ДТЭК Днепроблэнерго», «ДТЭК Донецкоблэнерго» и «Киевэнерго», входящие в энергетический холдинг ДТЭК Рината Ахметова. Именно он стал основным бенефициаром повышения тарифов для тепловой энергии, поскольку контролирует большую часть ее выработки в стране.
За последний год тарифы для промышленности и населения повышались несколько раз. В итоге за один килловат выработанной электроэнергии тепловые станции стали получать от энергорынка не 90 копеек (как в 2015 году, когда власти проводили политику деолигархизации), а 1,63 грн. по состоянию на октябрь 2016 года.
Только в этом году произошло три этапа повышения цен для промышленности, а сам тариф с начала года для нее вырос на 25%. В итоге сейчас максимальный тариф для промышленных потребителей достиг почти 2 гривен за кВт/ч (промышленность платит больше, чем население, покрывая за него разницу).
Такое повышение сулило тепловикам дополнительно 20-30 млрд. гривен дохода по итогам года.
Все это не могло не отразиться на цене еврооблигаций ДТЭК, которые за последние полгода выросли в цене с 38% от номинала (после начала войны на Донбассе) до 78% в октябре.
Как сообщал «ОЛИГАРХ», одним из ключевых держателей еврооблигаций ДТЭК является компания ICU, которую создала нынешняя глава НБУ Валерия Гонтарева и ее партнер Макар Пасенюк. Последний является сейчас финансовым советником Петра Порошенко, а его ставленником считается нынешний глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк.
Что касается убытков заводов «Привата» от повышения цен на электроэнергию (в электрометаллургическом производстве расходы на нее занимают львиную долю себестоимости), тут не все однозначно. Формально, тот же НЗФ, на который приходится 70% производства всех ферросплавов в стране, убыточен. В 2015 г. он ушел в минус на 8,4 млн. гривен, тогда как в 2014 г. заработал более 320 млн. гривен чистой прибыли.
А с начала 2016 года это предприятие умудрилось нарастить кредиторскую задолженность почти вдвое, до 2,7 млрд. гривен. Другой вопрос, что проблемы того же НЗФ усугубляются, помимо высоких тарифов на электроэнергию, снижением цен на ферросплавы на мировом рынке, где сбывается основная часть производимой в Украине продукции. А также отгрузкой значительной части украинских ферросплавов за рубеж в адрес оффшорных посредников по очень интересным ценам.
По данным «ОЛИГАРХА», тот же НЗФ с конца 2015 года начал активно отправлять свою продукцию компании Whidah Limited с Сейшельских островов, а Запорожский завод ферросплавов – оффшору Litorenia Trading в Сент-Китс и Невис.
Еще летом этого года НЗФ, два «приватовских ГОка, а также не фигурирующие в иске «Днепроспецсталь» (входит в орбиту «Привата» и группы VS Energy), ЗТМК и Побужский ферроникелевый комбинат, написали письмо на имя Гройсмана, где указали, что их «годовое потребление электроэнергии составляет около 6 млн. МВт» .
В деньгах общие годовые затраты составляют 8,5 млрд. гривен. Таким образом, только повышение тарифов в 2016 году привело к дополнительным затратам электрометаллургов в размере 1,2 млрд. гривен.
С такой переплатой Коломойский, естественно, не согласился. Тем более, что для этого нашлась формальная зацепка. Так, согласно решению НКРЭКУ от 25 марта 2016 г., тарифы для промышленности были такими: 1 класс напряжения – 124,22 коп. за 1 кВт/ч; 2 класс напряжения – 158,94 коп. за 1 кВт/ч. А согласно решению от 28 апреля 2016, они стали такими: 1 класс напряжения – 130,68 коп. за 1 кВт/ч; 2 класс напряжения – 168,48 коп. за 1 кВт/ч.
Соответственно, по сравнению с предыдущим месяцем, увеличение размеров единых розничных тарифов составило 5,2% и 6,002% (было еще одно повышение в июне, которое не затрагивается иском). «Тогда как по правилам, месячное повышение не может составлять больше 5%», – говорится в решении окружного админсуда.
Дальше ситуация, скорее всего, будет развиваться по такому сценарию: поскольку зацепки истцов формальны, дальнейшие решения НКРЭКУ будут пересмотрены, но ценовая передышка пойдет на пользе Коломойскому и всей промышленности, за которую он «вписался». «Скорее, это будет как авансовая предоплата. У юрлиц будет уже оплачен будущий период», – считает экс-член НКРЭКУ Андрей Герус.
В дальнейшем же Коломойский может направить основные усилия на окучивание премьера Владимира Гройсмана, который недавно дал понять, что готов встать на его сторону.
«Цены, которые сегодня платит промышленность, являются неконкурентоспособными. Потому что электроэнергия сегодня в себестоимости продукции имеет высокий удельный вес. Нам сегодня нужно находить решения для того, чтобы оптимизировать цены на электроэнергию в нашей стране. Я считаю, что это вопрос, который должны решить в начале следующего года», – заявил он в сентябре. Впрочем, учитывая то, что НКРЭКУ не подконтрольна Кабмину и в своей деятельности сейчас больше ориентируется непосредственно на Администрацию Президента, глубокая озабоченность Гройсмана по этом поводу может не иметь никакого практического выхлопа.
Владислав Боровиков«ОЛИГАРХ»