Владелец одного из крупнейших девелоперов Киева UDP Василий Хмельницкий может стать следующим «клиентом» ГПУ по делу «Киевэнерго».
7 декабря Генпрокурор Юрий Луценко на своей странице в Facebook заявил, что Прокуратура Киева совместно с Национальной полицией и СБУ в рамках расследования уголовного производства о растрате государственных средств в особо крупных размерах задержала экс- руководителя компании «Киевэнергохолдинг» Юрия Бондаря. Он, по словам Луценко, причастен к отчуждению акций «Киевэнерго», принадлежавших общине столицы. Задержанный готовился к бегству на территорию т.н. «ДНР». «Найденные при обыске именные часы от Путина – красноречивое свидетельство союза пятой колонны и криминала», – красноречиво подытожил Луценко.
По сведениям источников «ОЛИГАРХА», задержание Бондаря не на шутку обеспокоило одного из самых богатейших бизнесменов Украины.
Ведь фактически он – прямая нить к бывшему депутату Верховной Рады от Партии регионов Василию Хмельницкому, которого сейчас стремительно догоняет прошлое.
В середине 2000-х Хмельницкий был одним из ключевых промышленников столицы, приложивших руку к тому, что город лишился многих своих ключевых активов, но с тех пор он сменил имидж и переключился на девелоперские (UDP), фармацевтические («Биофарма») и имиджевые проекты в рамках своего фонда K.Fund, создавая себе реноме прогрессивного бизнесмена.
15 сентября по ходатайству прокуратуры Печерский районный суд Киева разрешил провести внеплановую проверку «Киевэнерго» по делу о выведении из коммунальной собственности 12,73% акций компании в далеком 2007 году.
Основание для этого было заложено еще в 2004 году, когда Киевсовет во главе с Александром Омельченко создал компанию «Киевэнергохолдинг».
Ее 61% акций отдали киевским властям, остальное – досталось компаниям Densec Limited и Zarova Limited, которые входили в орбиту Хмельницкого и его партнеров, нашедших точки соприкосновения с городскими властями. При этом частным акционерам передали бразды управления этим активом.
Муниципалитет решил передать «Киевэнергохолдингу» контрольные доли «Киевгаза» (60%), «Киевводоканала» (67%) и 12,73% акций «Киевэнерго». К тому моменту расклад среди акционеров последнего был таким: около 28% акций «Киевэнерго» уже числилось за структурами из орбиты Хмельницкого (Densec, Ioka и Otrino Trading), 12,73% принадлежали городской общине Киева, 50%+1 акция контролировало государство.
Учредительное собрание «Киевэнергохолдинга» состоялось 4 апреля 2006 г. – за две недели до вступления в должность мэра Леонида Черновецкого. Новый градоначальник поначалу заявил о желании отменить создание этой компании и даже обратился в прокуратуру. Однако затем и с ним был найден общий язык. В результате в марте 2007 г. «Киевэнергохолдинг» был доукомплектован пакетом из 12,73% акций «Киевэнерго». Который, в отличие от контрольных долей в «Киевводоканале» и «Киевгазе», почти сразу был выведен из компании.
По информации «ОЛИГАРХА», этот эпизод был полностью расследован еще в 2008 году, когда Главным управлением МВД в Киеве заведовал Виталий Ярема. «Но его положили тогда под сукно», – рассказал «ОЛИГАРХУ» собеседник в «Киевэнерго», знакомый с деталями дела.
В 2014 году ГПУ снова возобновила расследование, но поставила ее на паузу вплоть до 2016 года. И только теперь в Генпрокуратуре созрели для первых практических действий.
По версии следователей, задержанный сейчас Бондарь в 2007 году передал 12,73% акций «Киевэнерго» в уставной капитал ООО «Киевские энергосистемы», одним из основателей которого был сам «Киевэнергохолдинг». Далее, акции были переданы в пользу нерезидента – Trelodia Investments. «С 2007 по 2012 год 12,73% акций Киевэнерго путем неоднократного отчуждения, в том числе с участием предприятий, учреждений, организаций нерезидентов, передано в группу компаний ДТЭК» – говорят в ГПУ.
То, что акции «Киевэнерго» были проданы группе ДТЭК Рината Ахметова, подтвердил в 2013 году в интервью Forbes сам Хмельницкий.
Ценность 12,73% пакета, по данным «ОЛИГАРХА», была огромна, поскольку в совокупности с имевшимися у Хмельницкого и его партнеров 28% акций киевского энергетического монополиста он давал возможность собрать более 40% акций, или так называемый «малый контрольный пакет» (при действовавшем тогда кворуме более 60% он давал возможность блокировать любые собрания акционеров).
Сколько Ахметов заплатил за драгоценные акции, точно неизвестно. Но однозначно это обеспечило ему огромную экономию в 2012 г, когда его ДТЭК без особой конкуренции выкупил у Фонда государственного имущества на приватизационном конкурсе еще 25% «Киевэнерго» за 450,5 млн гривен (при стартовой цене 432,3 млн). После этого холдинг Ахметова сконцентрировал 72,4% столичной компании, в которой государство сохранило 25%, потеряв возможность управлять ею.
Ахметову в этой истории ничего не угрожает – он может спать спокойно, обладая статусом «добропорядочного покупателя».
ГПУ предъявляет претензии продавцам, из-за которых Киеву были нанесены убытки на сумму почти 250 млн гривен из-за операции с перепродажей 12,73% акций «Киевэнерго». В этом свете задержание Бондаря может стать «черной меткой» персонально для Хмельницкого. Ведь Бондарь до прихода в «Киевэнергохолдинг» был депутатом Киевсовета от Громадского актива Киева, главным спонсором которого называли Хмельницкого, и руководил компанией из его орбиты («Муниципальная сервисная компания»).
А ключевые компании, задействованные в первоначальной цепочке отчуждения 12,73% акций «Киевэнерго», также относят к группе Хмельницкого. Так, соучредителем упомянутого ООО «Киевские энергосистемы», с которого началось отчуждение, было ООО «Центр-инвест», которым владеет кипрская Aptiva Trading Limited. Она была связана с компанией «Укрфинком» Хмельницкого и его партнера Андрея Иванова.
Еще одним соучредителем ООО «Киевские энергосистемы» была компания «Евросфера», которой владеет еще одна структура из орбиты Хмельницкого – оффшор Understar Export Corp. Кипрская Trelodia Investments, у которой в итоге оказались муниципальные акции энергетиков, перед тем, как были проданы Ахметову, также входила в орбиту Хмельницкого.
Trelodia была владельцем КУА «Авалон», выступившей соучредителем компании «Мастер-авиа» (взяла в управление «Международный аэропорт «Киев»), которую Хмельницкий сейчас контролирует официально.
В этом свете несколько странным выглядит предварительный вывод следователей ГПУ, сделанный в ноябре о том, что преступный замысел, направленный на завладение пакетом акций «Киевэнерго», в 2007 г. был реализован «неустановленными следствием лицами». Впрочем, все возможности для того, чтобы вслед за исполнителем выйти на заказчика этих схем, у Генпрокуратуры есть. Будут ли они реализованы – вопрос к Луценко.
Егор КажановВладислав Боровиков
«ОЛИГАРХ»