Владельцу крупнейшей в Украине финансово-промышленной группы СКМ не дали развернуться в своей новой «вотчине».
О том, что бывший «хозяин Донбасса» Ринат Ахметов после появления на востоке Украины самопровозглашенных «республик» «ДНР» и «ЛНР» выбрал в качестве своей новой вотчины Запорожье, стало известно еще в 2014 г. Такой выбор был очевиден – в этом городе у Ахметова еще с лета 2012 года появилась площадка для формирования центра влияния – крупнейшее градообразующее предприятие «Запорожсталь», а также его «заводы-спутники» – «Запорожкокс» и «Запорожогнеупор».
Поменяв практически полностью руководство «Запорожстали», во главе которой вместе легендарного «красного директора» Виталия Сацкого был поставлен выпускник Московской школы управления «Сколково» и бывший заместитель директора металлургического дивизиона группы «Метинвест» Ростислав Шурма, Ахметов сосредоточился на получении контроля над местными органами власти.
Для этого только в 2015 году его группа инвестировала в избирательную кампанию в городской совет, по оценкам независимых экспертов, не менее 15 млн. долларов. В результате большинство в Запорожском городском совете сегодня у депутатов от Оппозиционного блока, послушно выполняющих волю партийного руководства, а мэром был избран заместитель генерального директора по инжинирингу «Запорожстали» Владимир Буряк.
Как умудрилась партия власти проиграть местные выборы – отдельная история. Кандидатом от БПП на должность мэра Запорожья был ректор Запорожского национального университета Николай Фролов. Однако, как утверждают знающие люди, его «слили» вскоре после того, как были достигнуты определенные договоренности между Ринатом Ахметовым и Петром Порошенко. Косвенно это подтверждается тем, что на последнем этапе избирательной кампании финансирование Фролова было резко уменьшено, в результате чего его без проблем «перемолола» мощная финансовая машина Ахметова.
Получив контроль над городским советом и назначив руководителями ключевых управлений и департаментов исполкома своих людей, Ахметов, по данным наблюдателей, начал реализовывать две ключевые задачи.
Первое – создание тепличных условий для работы своих предприятий в Запорожье, с перекладыванием определенных немалых расходов заводов на городской бюджет. Второе – сконцентрировав власть в одном из ключевых прифронтовых регионов в своих руках, Ахметов получил новый козырь для торгов с центральной властью.
До определенного времени казалось, что в Киеве на происходящее в Запорожье не обращали внимания.
Но это не совсем так. Например, в апреле этого года Генеральная прокуратура объявила об открытии уголовного производства по факту создания и деятельности преступной группировки в Запорожье. «К нам зашло обращение народных депутатов Украины от парламентской коалиции, которые обращают внимание, к сожалению, что, по их мнению, в Запорожье одно из лиц вновь называет себя «смотрящим», создана преступная группировка, чтобы взять под контроль местную власть, бюджетные потоки и незаконно влиять на правоохранителей», – заявил представитель ГПУ Владислав Куценко. Добавив, что речь идет об олигархе, и о том, что «все знают, что комбинат в Запорожье расставляет тех или иных лиц во власти». После этого стало очевидно, что речь идет о комбинате «Запорожсталь» и его собственнике Ринате Ахметове.
Одновременно в Запорожье появился мощный центр влияния со стороны президентской вертикали. Речь идет о назначении в апреле этого года главой Запорожской облгосадминистрации Константина Брыля – генерал-майора СБУ, сменившего на этой должности представителя «индусов» (группа Индустриалбанка Игоря Дворецкого) Григория Самардака.
Брылю, как главе прифронтовой области, был дан реальный карт-бланш на укрепление президентской вертикали власти в Запорожье, что он и делает. И несколько «производственных» конфликтов, которые уже возникали между Брылем и Буряком, это лишний раз подтверждают.
По факту, Ахметову и его ставленникам в Запорожье сегодня оставляют исключительно хозяйственную деятельность, давая понять, что любые поползновения в сторону политизации управления городом или, не дай Бог, возрождения каких-либо сепаратистских настроений будут пресекаться очень жестко.
Кроме того, Константин Брыль в свойственной выходцу из спецслужб «не видной на первый взгляд» манере весьма эффективно налаживает точки соприкосновения с областным советом, где окопалось много представителей Оппозиционного блока. Свежий прецедент, подтверждающий это – иск департамента науки и образования облгосадминистрации к облсовету, в котором суд просят дать разъяснения по механизму кадровых назначений. К какому результату приведет эта тяжба, покажет время, но в любом случае видно, что президентская вертикаль день в Запорожье с каждым днем становится прочнее, что очень позитивно с учетом стратегического значения этого региона.
Анна Антонова«ОЛИГАРХ»