Расследование «ОЛИГАРХА» показало – после национализации Приватбанка группа «Приват» сумеет сохранить свои ключевые бизнесы, и потеряет в лучшем случае непрофильные активы
Национализация Приватбанка породила бесчисленное множество слухов и спекуляций и пока оставляет больше вопросов, чем ответов. Например, до сих пор оставалось неясным, на что может рассчитывать государство в случае, если заемщики, связанные с группой «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова, не выполнят свои обязательства перед крупнейшим банком страны.
По данным главы НБУ Валерии Гонтаревой, около 97% кредитного портфеля Приватбанка в корпоративном секторе, который составлял 150 млрд гривен на 1 апреля 2015 года приходится на компании, так или иначе связаны с Коломойским и Боголюбовым. И большая часть этих кредитов, по заверению чиновников, не обеспечена реальными залогами. Несмотря на это, в СМИ появляются предположения, что активы «Привата» – например, авиакомпания «Международные авиалинии Украины» и ферросплавные заводы могут каким-то образом перейти под контроль государства.
«ОЛИГАРХ» решил выяснить, действительно ли такой сценарий может произойти, и проверил, какие из ключевых структур группы «Приват» заложили свое недвижимое имущество в Приватбанке или Национальном банке Украины. Результат оказался весьма скромным.
Например, главный актив «Привата» в нефтеперерабатывающей отрасли – Кременчугский НПЗ «Укртатнафта», с оборотом более 25 млрд. гривен по итогам прошлого года. В Государственном реестре ипотек и запретов отчуждения недвижимого имущества отсутствует какая-либо информация о том, что «Укртатнафта» заложила свои активы в Приватбанке или НБУ. А значит, забрать это предприятие у Коломойского нереально.
Аналогичная картина наблюдается и с главными ферросплавными активами – Никопольским и Запорожским заводами ферросплавов (общая выручка в 2015 г. – около 15,5 млрд. гривен).
Претендовать на их имущественные комплексы, как показывают официальные данные Минюста, ни Нацбанк, ни национализированный Приватбанк не могут. Это же касается и монополистов по добыче марганцевой руды в Украине, Орджоникидзевского и Марганецкого горно-обогатительных комбинатов (чистая выручка в 2015 г. – около 3 млрд. гривен). Такая же картина, как выяснил «ОЛИГАРХ», наблюдается и с авиакомпанией «Международные авиалинии Украины», морскими нефтетерминалами «Синтез Ойл» и «Эксимнефтепродукт», заводом «ДнепрАзот» и Запорожским масложировым комбинатом.
На что же в итоге может претендовать государство, если компании Коломойского и Боголюбова решат не возвращать долги Приватбанку?
Во-первых, горнолыжный курорт «Буковель» – его имущественный комплекс действительно был заложен в НБУ компанией «Скорзонера» осенью 2014 года после получения кредитов рефинансирования Приватбанком.
Во-вторых, морской терминал по перевалке зерна «Бориваж», принадлежащий одноименной компании и находящийся в акватории порта «Южный».
Он заложен в Приватбанке (итопечный договор датирован сентябрем 2016 года) под кредит в размере 107 млн. долларов, срок выполнения обязательства по которому наступает уже 12 января 2017 г. А своеобразной «вишенкой на торте» можно считать детский лагерь им. Титова в Крыму, который принадлежит упомянутому выше «ДнепрАзоту».
Крупнейшее химическое предприятие Коломойского и Боголюбова умудрилось заложить его в Приватбанке 18 марта 2014 г., то есть за три дня до его официальной аннексии Россией, в качестве обеспечения по кредитам связанных с «Приватом» нефтетрейдеров «Ухта», «НК Партнер» и «Ювента Ойл» на сумму 680 млн. гривен. В отношении которых в августе этого года после перерегистрации в Харькове уже синхронно стартовала процедура ликвидации.
Егор Кажанов«ОЛИГАРХ»