С прошлого четверга многие мучаются когнитивным диссонансом – почему второй этап «блокады», который ее организаторы обещают посвятить борьбе с российским бизнесом в Украине, начнется с Бурштынской ТЭС, где российского бизнеса нет?
Семен Семенченко в своем недавнем интервью прямо так и сказал: «Мы ее заберем. Просто заберем физически».Таким образом, объектом нового этапа блокады станет вполне себе успешно работающее предприятие, расположенное в Ивано-Франковской области и не имеющее в перечне акционеров\партнеров\руководителей россиян.
На самом деле, такой поворот мысли предводителя блокадников могут назвать неожиданным лишь те, кто не очень следит за процессами в энергетике. А те, кто следит, еще раз могут утвердиться в правоте пословицы о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Хоть, иногда и упакованное в новую блестящую обертку.
Теперь по прядку. Что такое Бурштынская ТЭС? Это одна из трех электростанций генерирующей компании «Западэнерго». Но не простая, а единственная в Украине, способная экспортировать электроэнергию в Европу. Расположенная на пересечении линий электропередач, соединяющих Украину с Венгрией, Румынией, Словакией, она с 1 июля 2002 года отделена от объединенной энергосистемы Украины и работает в составе «Бурштынского острова» и параллельно с объединенной энергетической системой европейских стран (ENTSO-E).
Основной пакет акций ПАО «Западэнерго» принадлежит компаниям DTEK Holdings Limited (Кипр, 45,1%) и DTEK Energy BV (Нидерланды, 27,1%) Рината Ахметова. Государство контролирует 25%-й блокирующий пакет через НАК «Энергетическая компания Украины».
В 2015 году эту «идиллию» частно-государственного партнерства решил нарушить Игорь Коломойский. Его компания «Бизнес-Инвест» подала иск в хозяйственный суд Киева с требованием признать недействительным договор купли-продажи 45,1% госпакета акций энергогенерирующего предприятия «Западэнерго». Интересно, что формальные собственники «Бизнес-Инвеста» фигурировали в списке руководителей фирм-прокладок, через которые летом 2014-го Приватбанк (тогда еще Коломойского) выводил $ 1,82 млрд. После года судебных баталий «Бизнес-Инвесту» в удовлетворении исковых заявлений отказали.
Некоторое время Коломойскому было просто не до новых активов. Гораздо актуальнее для него было спасение Приватбанка и борьба за низкие тарифы для своих ферросплавных заводов, очень зависимых от цены электроэнергии.
Я не буду ни доказывать, ни опровергать слухи о прочной связи Коломойского и «Самопомочи», во фракции которой состоит народный депутат Семенченко. Скажу лишь, что именно представитель этой фракции Виктория Войцицкая реанимировала тему возможных нарушений в процессе приватизации «Западэнерго». По ее инициативе 18 мая даже состоялось посвященное «Западэнерго» заседание Спецкомиссии ВР по вопросам приватизации. Однако в связи с тем, что дело было просужено по всей вертикали судов и вердикты были далеко не на пользу реприватизаторов, ожидаемого эффекта не получилось – решение по «Западэнерго» отложено на неопределенный срок.
И вот на этом этапе в периметре битвы за «Западэнерго» появляется ватага блокаторов Семенченко. Я пока не очень понял, какие конкретно претензии и требования будут выдвинуты «Западэнерго» в целом и БуТЭС в частности. Собственно, глупо увязывать блокаду электростанции на Галичине с освобождением военнопленных на Донбассе. Но то, что публичной целью станет реприватизация совершенно очевидно. Да и Семенченко открыто говорит: «Заставим правительство забрать его («БуТЭС» — ред.) в госсобственность».
Все верно, я бы даже поддержал при других обстоятельствах. Но не в случае с Коломойским. В 2005 году, после Оранжевой революции точно с такими же лозунгами шахтеры принадлежащих этому олигарху Марганецкого и Орджоникидзевского ГОКов блокировали Никопольский завод ферросплавов, приватизированный зятем Кучмы Пинчуком незадолго до президентских выборов. В итоге НЗФ действительно перестал управляться Пинчуком. Но и государству не достался – мажоритарным акционером НЗФ стала группа «Приват».
Мне все равно, кто победит в очередной войне олигархов за остатки украинской промышленности. Все без исключения олигархи являются гирями на ногах украинской экономики. Но я не очень хочу, чтобы снарядами в этой войне были патриотические лозунги и в миллионный раз обманутые украинцы.
А тем, кто так и не поверил, что «блокада» западноукраинских электростанций является приватным интересом Коломойского, предлагаю внимательно посмотреть запись пятничной пресс-конференции руководителей Штаба блокады Антиповича и Виногродского. Они зачитывают длинный список предприятий, среди акционеров которых, по их информации, присутствуют россияне. Вспомнили почти всех. Почти! Но «забыли» Никопольский и Запорожский ферросплавные заводов, которыми Коломойский владеет на совместно с …«лужниковцами» Бабаковым, Воеводиным и Гинером. Если кто не знает, Александр Бабаков — бывший вице-спикер Госдумы России, а сегодня спецпредставитель Владимира Путина по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом.
Вот так причудливо тасуется блокадная колода…
Виталий КУЛИК, политолог