Усилиями ГПУ бывший нардеп от Партии регионов Алексей Лелюк близок к потере статуса главного газовика Полтавской области
Напряженные отношения между ГПУ и региональными газораспределительными компаниями, львиную долю которых в Украине относят к сфере влияния «венского узника» Дмитрия Фирташа, стали уже привычным делом. Один из последних раундов противостояния стартовал в конце прошлого года, когда подчиненные Юрия Луценко инициировали повальные проверки облгазов и горгазов. Соответствующие санкции в отношении дюжины компаний были выданы Печерским районным судом Киева. Госаудитслужбе, которой поручили проведение проверок, предстояло найти ответы на два базовых вопроса: существуют ли договоры между газораспределительными компаниями и Минэнергоугля об эксплуатации государственных трубопроводов, и выполняются ли эти договоры в части обязательств арендаторов.
Проверки были инициированы ГПУ в рамках уголовного производства №42017000000000445 по подозрению должностных лиц облгазов и горгазов в том, что они в течение 2001-2017 гг. «допускали ненадлежащее выполнение условий договоров в части использования отчислений на восстановление и развитие госимущества». Кроме этого, газораспределительные компании заподозрили в выводе из государственной собственности имущества, не подлежащего приватизации, которое используется для транспортировки и распределения природного газа. Фактически же газовиков решили «прижать» за то, что они бесплатно эксплуатируют имущество, за которое должны платить государству.
От теории ГПУ перешла весной этого года. В качестве мальчика для битья предусмотрительно был выбран не «газовый мастодонт» Дмитрий Фирташ, а менее влиятельный персонаж – бывший депутат Верховной Рады от Партии регионов Алексей Лелюк.
Подчиненные Юрия Луценко обратились в Хозяйственный суд Киева с требованием взыскать с подконтрольного Лелюку ПАО «Полтавагаз» 132 млн грн убытков, нанесенных государству бесплатной эксплуатацией государственных газораспределительных газопроводов. Кроме того, Генпрокуратура заявила требования о признании недействительным договора №31/31 от 15 марта 2013 г., на основании которого компания Лелюка эксплуатирует газовую инфраструктуру в регионе.
В своем иске Генпрокуратура опирается на Закон «Об аренде государственного и коммунального имущества», в котором прописаны основания для расторжения соответствующего договора. «По требованию одной из сторон договор аренды может быть досрочно расторгнут по решению суда в случае невыполнения сторонами своих обязательств», – говорится в Законе. Нарушение обязательств «Полтавагазом» выглядит вполне очевидным. По данным «ОЛИГАРХА», в допсоглашении к вышеупомянутому договору №31/31, подписанном компанией с Минэнергоугля в мае прошлого года, прямо прописано обязательство облгаза платить государству «10% остаточной балансовой стоимости» эксплуатируемого имущества. Но по факту за используемые сети «Полтавагаз» не перечислил в госбюджет ни копейки.
Свою позицию компания мотивирует отсутствием денег, настаивая на том, что соответствующая строка расходов должна быть заложена в ее тарифе Нацкомиссией по регулированию энергетики и коммунальных услуг.
Но факт остается фактом: в вышеупомянутом допсоглашении прямо обозначено обязательство компании вносить плату, и невыполнение этого пункта является основанием для изъятия инфраструктуры из ее эксплуатации. Таким образом, «Полтавагаз» может превратиться в пустышку, и это сильно печалит не только Лелюка, но и других газовых баронов.
По данным «ОЛИГАРХА», подобные допсоглашения к договорам эксплуатации сетей в прошлом году подписали все облгазы и горгазы страны (таким образом, они выполняли требование постановления Кабмина №95 от 21 февраля 2017 г.), и при этом ни одна из компаний не осуществляла оплату за сети. Так что не исключено, что Лелюку могут начать оказывать «посильную помощь» его более аргументированные коллеги. И в результате «полтавская битва», начатая ГПУ, вполне может получить неожиданное развитие, или, как минимум, надолго затянуться.
«ОЛИГАРХ»