Скандальное дело об аресте танкера «Мрия» с топливом швейцарского трейдера взял на контроль президент Владимир Зеленский.
21 ноября председатель Службы безопасности Украины Иван Баканов пообещал внимательно изучить дело об аресте танкера «Мрия» и пригласил для обсуждения в Киев представителей команды и судовладельца. Подобное развитие событий может привести к существенным кадровым перестановкам среди высокопоставленных силовиков области, так как вместо обещанной борьбы с контрабандой арест танкера “Мрия” привел к международному скандалу, а попытка затянуть арест сопровождалась угрозами журналистам и давлением на экипаж судна.
О том, что дело будет рассмотрено на высшем уровне, стало известно во время визита президента Украины Владимира Зеленского в Очаков для встречи освобожденных украинских кораблей, о чем сообщило издание enkorr.
Как уже писал “ОЛИГАРХ”, летом 2019 года в порту Херсона пограничники совместно с прокуратурой АР Крым и Службой безопасности Украины задержали украинский нефтеналивной танкер “Мрия”. Тогда силовики штурмовали Херсонский нефтеперевалочный комплекс. Почти сразу, в середине августа, арест был оспорен в местном суде, и судно вышло обратно в море. Но 20 августа “Мрию” снова захватил отряд пограничного спецназа. В операции приняли участие береговая охрана, военные корабли и три буксира, которые оттащили танкер обратно в Херсон. В октябре танкер был передан на хранение государственному агентству АРМА.
Уголовное производство, в рамках которого задержано это судно (№42014000000001194), было открыто в далеком 2014 году Прокуратурой АРК Крым и касалось общей темы захода различных судов в аннексированный Крым. По подсчетам “ОЛИГАРХА”, в его рамках силовики за прошедшее с тех пор время “схлопнули” не менее десятка кораблей, все из которых в итоге были отпущены. Вряд ли тут речь идет лишь о “договороспособности” украинских правоохранительных органов: все суда, которые отваживаются после крымских вояжей заходить в украинские территориальные воды, реально сменили владельцев, став для прежних собственников малоценным активом. Так, 8 августа 2019 года Прокуратура АРК Крым сообщила, что судна ALIANCA и RANI, также на время задержанные, почти сразу были отпущены. Первое ходило под флагом Республики Того, второе – “в связи с изменением судовладельца, новый владелец судна предупрежден об исключении последнего из Реестра судоходства в случае повторного захода в закрытые порты полуострова Крым”.
В случае с «Мрией» история намного проще. Представители компании-фрахтователя – киевского ООО «Тефин» (владельцем судна является зарегистрированная в Великобритании компания Felina Development, которая, по данным «ОЛИГАРХА», принадлежит собственнику нефтетрейдера Wexler Петру Белзу) получили его в управление в 2018 году. До этого танкер принадлежал российской судоходной компании “Маршалл” (Астрахань), ходил под российским флагом и названием Vilga. При этом в «Тефин» говорят, что при покупке судна у бывших собственников было получило заключение об отсутствии каких-либо претензий к танкеру со стороны правоохранительных и таможенных органов Украины. К тому же все аргументы в отношении “Мрии” и вовсе строятся на скриншотах с “некоего новостного сайта”.
Понимая судебную бесперспективность этого дела, поначалу силовики пытались не давать огласку своим действиям. Местные СМИ писали , что в ход даже шли “методы 90-ых”: якобы работники СБУ с помощью патрульной полиции, после того, как экипаж выходил на акции протеста против задержания судна, выследили авто капитана танкера, остановили и обыскали его по подозрению в контрабанде и хранении оружия. В итоге капитан не выдержал давления и попал в больницу, а потом уволился с должности “по состоянию здоровья”.
Еще одна тактика силовиков заключалась в том, чтобы показать судовладельцам, что херсонские суды под их контролем Местные судьи первой и апелляционной инстанции, на которых попадало дело “Мрии”, безропотно удовлетворяли их требования. Единственный раз, когда не была переступлена черта, – вопрос ареста топлива. Дело в том, что на момент задержания “Мрия” была загружена дизтопливом швейцарского трейдера AGTG, которое предназначалось для поставки в Румынию.
Накануне передачи судна АРМе владельцу удалось «с боями» перегрузить топливо, хотя погранслужба до последнего препятствовала этому и подавала ходатайство в херсонский суд с просьбой разъяснить решение об аресте – подпадает ли под него перевозимый груз, хотя в августовском постановлении в исчерпывающем перечне того же суда топлива не было. Так что прогнозируемо начальник Азово-Черноморского регионального управления погранслужбы получил отказ в разъяснении. Что, собственно, лишний раз подтверждает, что основная причина таких действий – искусственное затягивание процесса. «Сами эти шаги задержали разгрузку топлива минимум на две недели», – сообщил собеседник “ОЛИГАРХА” в Херсонской нефтеперевалке.
Во всем остальном херсонские судьи помогают силовикам заморозить ситуацию. «Они понимают, что корабль придется отпустить, и единственная возможность зацепиться – по максимуму затянуть этот процесс», – рассказал «ОЛИГАРХУ» источник в Херсонской нефтеперевалке. По словам собеседника, судьи в Херсоне уже два раза выносили определение о неподсудности дела: «Мол, в ноябре его забрал себе центральный главк СБУ, хотя на момент задержания судна это была юрисдикция Херсона. Все, к чему это приведет, – затягивание возврата судна». Косвенно это подтверждается тем, что, по данным «ОЛИГАРХА», уже два ноябрьских ходатайства в суд от компании-владельца судна были отклонены именно из-за территориальной юрисдикции.
По данным местных наблюдателей, процесс над “Мрией” может контролировать лично глава Херсонского апелляционного суда Александр Коровайко. О его возможных мотивах помогать херсонскому СБУ следует рассказать отдельно. По данным сайта “Просуд” (мониторит добропорядочность судейского корпуса, проект осуществляется при поддержке Национального фонда содействия демократии (США), на должность судьи Апелляционного суда Коровайко избран в 2008 году, а в марте 2012 году стал заместителем председателя суда. Тогда председателя поймали в одном из ресторанов Херсона при получении $100 тыс. долл взятки. Занявший его место Коровайко впоследствии вопреки ст. 20 Закона “О судоустройстве и статусе судей” четыре раза подряд избирался на должность главы суда. вместо предусмотренных максимум двух раз.
Наконец, по данным издания “Херсон онлайн”, сын Коровайко работал юристом группы “Содружество”, которая еще недавно была в центре внимания СБУ. Под видом скупки меда у ряда ФОПов и его экспорта «Содружество» оптимизировало налоговые отчисления: по информации СБУ, ФОПы мед «Содружеству» не продавали. Их документы были использованы для отображения законного происхождения товара на экспорт. Убытки государства тогда оценивалии в 37 млн грн, однако в итоге у СБУшников не оказалось претензий ни к “Содружеству», ни к сыну Коровайко.
Так что не удивительно, что с таким багажом в отношении Коровайко был негативный вывод ГСД, при том, что он до недавнего времени даже претендовал на пост члена Конституционного суда. Один раз в Киеве херсонских деятелей уже забраковали (в конце октября это сделал Всеукраинский съезд судей), теперь же слово – за президентом и главой СБУ.
Анна Антонова«ОЛИГАРХ»