Входящий в орбиту «Привата» крупнейший нефтедобытчик создает иллюзию корпоративной независимости
На днях и.о. главы правления ПАО «Укрнафта» Олег Гез обратился в Кабинет министров за поддержкой в решении одной из самых старых проблем компании – сбыте нефти собственной добычи.
«Отсутствие возможности стабильной реализации продуктов на аукционах и недостаточная эффективность переработки нефти крайне негативно влияют на финансовое положение «Укрнафты». Необходимо в срочном порядке созвать межведомственное совещание с целью комплексного анализа ситуации и вынесения на обсуждение возможных вариантов ее решения», – говорится в письме ПАО на имя главы Кабмина Алексея Гончарука.
Сам по себе факт такой постановки вопроса руководством «Укрнафты» выглядит из ряда вон выходящим событием, ведь заявление Олега Геза это чуть ли не прямой выпад против группы «Приват» Игоря Коломойского, фактически контролирующего крупнейшего нефтедобытчика страны.
Топ-менеджер «Укрнафты», 43% акций которой владеет «Приват», жалуется правительству на сотрудничество с подконтрольным Коломойскому Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом «Укртатнафта».
В частности, Гез раскритиковал так называемую толлинговую схему переработки нефти «Укрнафты», внедренную весной этого года его предшественником Марком Роллинзом, который за три года управления компанией сформировал имидж «проприватовского» менеджера.
В рамках толлинговой схемы «Укрнафта» отгружает нефть на упомянутый Кременчугский НПЗ, а после оплаты услуг завода получает от него готовые нефтепродукты, которые реализовывает через собственную сеть АЗС. Перед переходом на «толлинг» у Роллинза объясняли эту инициативу отсутствием альтернативных вариантов работы с сырьем (как раз в то время систематически срывались безальтернативные аукционы по продаже нефти). Но в сегодняшней интерпретации Олега Геза такое решение принесло только проблемы. «Толлинговая переработка нефти с дальнейшей реализацией нефтепродуктов по контрактам и через сеть собственных автозаправочных комплексов является экономически обременительной для предприятия и не решает проблему с реализацией всего объема сырья», – говорится в письме Геза.
На фоне такого посыла особо доверчивые эксперты поверили в то, что сегодняшний и.о. главы «Укрнафты» действительно не контролируется частной группой акционеров этой компании, представленной структурами «Привата», как об этом публично заявлял Юрий Витренко, исполнительный директор НАК «Нафтогаз Украины», владеющей 50%+1 акция ПАО.
Но работать на государство Олег Гез тоже не спешит. Об этом свидетельствует тот факт, что в своем письме на премьер-министра он не упомянул о главном источнике проблем продаж нефти через вышеупомянутые аукционы – группе Игоря Коломойского. И этот вывод напрашивается в ходе анализа хронологии развития событий, через которые до сегодняшних дней прошла «Укрнафта».
Так, это предприятие годами продавало свой ресурс по весьма низкой цене «приватовским» структурам, но начиная с 2015 г. демпинг стал невозможным. Причиной стали изменения к правительственному постановлению №570, которым регламентируются правила продажи энергоресурсов, которыми из него были «вычищены» все скидки и понижающие коэффициенты к стоимости украинской нефти. Как раз после этих правок и начался «аукционный саботаж», когда структуры «Привата» перестали приходить на торги, а сторонние компании даже не пытались в них участвовать.
С тех пор «приватовцы» несколько раз меняли схемы продаж нефти «Укрнафты». Первое время они заключались в том, что ресурс стал продаваться на дополнительных торгах (проводились после проваленных первых) по более низкой цене, чем выставлялся изначально. А с начала этого года компания переключилась на вышеупомянутую толлинговую систему переработки нефти.
В чем же суть критики этого способа, с которой сейчас выступил Олег Гез? Источники «ОЛИГАРХА» советуют искать ответ на этот вопрос в недалеком будущем.
«Уже скоро «Укрнафте» нужно публиковать годовой отчет за 2019 год, и в нем вместо прибыли будет минус (за 9 мес. 2019 г. убыток ПАО составил 363 млн грн. против 4,73 млрд грн прибыли за 9 месяцев 2018 г. – ред.). Этот минус нужно как-то объяснять, вот они и начали себя отбеливать», – говорит источник «ОЛИГАРХА» в Кабмине.
По его словам, «алиби» убытков нефтедобывающей компании важно и для Геза (поскольку именно в 2020 г. будет проводиться конкурс на отбор главы правления ПАО), и для вышеупомянутого Юрия Витренко, по протекции которого Гез в свое время стал и.о. первого лица «Укрнафты». «Витренко сейчас все сватают на главу «Нафтогаза», но все знают, что от НАКа именно он занимался «Укрнафтой», – говорит источник «ОЛИГАРХА».
Какой будет найден выход из проблемы, поднятой Олегом Гезом, и будет ли он найден вообще, сейчас не знает никто. Реальность такова, что нефть «Укрнафты» востребована только в Украине, и кроме «Укртатнафты», являющейся единственным работающим НПЗ в стране (с уровнем загрузки менее 15%), переработать в нефтепродукты класса Евро-5 не может никто, т.к. Одесский и Лисичанский НПЗ давно законсервированы.
А пока ответ на этот вопрос висит в воздухе, «Укрнафта» продолжает планомерно двигаться в фарватере курса Игоря Коломойского. Свежий тому пример – постановление Шестого апелляционного административного суда от 14 ноября, которым ей было разрешено не принимать решение о выплате дивидендов за 2018 г., на котором безуспешно настаивал предшественник Гончарука Владимир Гройсман.
Владимир Комаров«ОЛИГАРХ»