Почему правительственную программу по борьбе с нефтяниками-нелегалами ожидает крах
Начало года ознаменовалось новостями о большой чистке на розничном рынке нефтепродуктов. «Всего за три недели работы СБУ, ГФС, правоохранительных и проверяющих органов уже проверено 787 АЗС, в том числе 439 нелегальных АЗС прекратили свою деятельность, 111 — демонтировано и арестованы 275,4 тонны горючего. Дал поручение ликвидировать проблему до 9 января. Мы должны как можно быстрее побороть теневой рынок для дальнейшего роста экономики страны», – сообщил 5 января на своей странице в Facebook премьер-министр Алексей Гончарук.
За две недели до этого сообщения глава правительства объявил войну топливным нелегалам, поэтому приведенные им цифры являются своеобразными промежуточными итогами поставленной задачи.
Параллельно власть активизировалась на втором фронте – перекрытии каналов поставок нефти на нелегальные нефтеперерабатывающие заводы. Например, в последних числах прошлого года Главное следственное управление Национальной полиции Украины получило от Печерского районного суда Киева санкцию на продление досудебного следствия в уголовном производстве №12018100010006348.
«В ходе досудебного расследования установлено, что должностные лица ряда субъектов хозяйствования, злоупотребляя своим служебным положением, действуя в составе организованной группы, незаконно добывают полезные ископаемые государственного значения. В дальнейшем незаконно добытые полезные ископаемые транспортируются на нефтеперерабатывающие заводы, которые производят из этого сырья подакцизные товары и осуществляют сбыт без оплаты акцизного налога под видом продажи неподакцизного товара. При этом изготовленная продукция не соответствует требованиям ГОСТ и ТУ», – говорится в материалах производства, которыми располагает “ОЛИГАРХ”.
Как правило, за обобщенным понятием «участников нелегального рынка нефтепродуктов» скрываются десятки компаний-однодневок с фиктивными владельцами, за которыми невозможно разгадать имена реальных владельцев. Но вышеупомянутое уголовное производство беспрецедентно, поскольку его фигурантом является «Черниговнафтогаз» – структурное подразделение крупнейшего добытчика нефти в Украине ПАО «Укрнафта», находящегося под управлением группы «Приват» Игоря Коломойского.
Так, в материалах дела говорится о том, что «Черниговнафтогаз» вел фактически нелегальный промысел углеводородов на Прилуцком и Гнединцевском нефтегазовых месторождениях (Черниговская и Сумская обл. соответственно), срок действия специальных разрешений на пользование недрами которых у «Укрнафты» истек еще в середине 2018 г.
Как выяснила полиция, нелегально добываемая нефть впоследствии поставлялась на мини-НПЗ в селе Шостаковка Кировоградской области, который эксплуатировался ООО «Кировоградская нефтяная компания» (КНК). Контрольным пакетом в этой компании владеет киевский бизнесмен Олег Воловик, связанный с «Укрнафтой». В частности, Воловик является совладельцем ЧАО «Галс-К» – оператора совместной деятельности с «Укрнафтой» на Прилуцком нефтепромысле с 2001 года. Примечательно, что в списке бенефициаров «Галс-К» находится также бывший директор госкомпании «Укринтерэнерго» Владимир Зиневич – давний партнер экс-нардепа Олега Салмина, который в 2000-2002 г. возглавлял «Укрнафту», и члены семьи экс-главы Госкомгеологии Николая Гавриленко.
Как известно, группа «Приват» является крупнейшим игроком на рынке нефтепродуктов, контролируя около 1,5 тыс автозаправочных станций в стране, и владеет крупнейшим в Украине НПЗ «Укртатнафта», мощности которого загружены в лучшем случае на 15%. Тем не менее, партнеры «Укрнафты» предпочитали перерабатывать топливо на собственном мини-НПЗ, получая нефтепродукты сомнительного качества.
«Отдельные изъятые образцы не соответствуют требованиям нормативной документации (ГОСТ) на автомобильное топливо. Другие образцы могут использоваться при производстве автомобильных топлив, но при этом они не соответствуют требованиям нормативной документации (ГОСТ) на автомобильное топливо. В соответствии с Налоговым кодексом, ставка акцизного налога на легкие дистилляты составляет 213,5 евро с каждых 1000 л, и 139,5 евро с каждых 1000 л на тяжелые дистилляты», – говорится в заключении госпредприятия «МАСМА-СЕПРО», которое отвечает за сертификацию нефтепродуктов в Украине.
На этом основании в августе прошлого года Печерским районным судом Киева был наложен арест на активы «Кировоградской нефтяной компании», а еще чуть позже они были переданы на ответственное хранение Национальному агентству Украины по вопросам поиска и управления активами, полученными от коррупционных преступлений (АРМА). Но осенью 2019 г. Киевский апелляционный суд отменил решение первой инстанции о наложении ареста, тем самым вернув КНК на исходную позицию.
Главная проблема заключается в том, что вышеупомянутые нефтегазовые месторождения, на которые у компании закончились права разработки – лишь верхушка айсберга. У ПАО есть целая группа площадок, в отношении которых истекли сроки действия спецразрешений. Об этой проблеме было известно еще в 2018-м году, но с тех пор ситуация принципиально не изменилась: Государственная служба геологии и недр не спешит выдавать ПАО новые разрешения из-за невыполнения компанией лицензионных условий.
И в такой ситуации компания оказывается перед достаточно простым выбором: либо замораживать промысел на «просроченных» месторождениях, теряя сотни миллионов гривен, либо продолжать их эксплуатацию на полулегальных основаниях.
Владимир Комаров«ОЛИГАРХ»