Статьи

«Нафтогаз» купил часть Фирташа

Команда Андрея Коболева расстается с частным партнером с большими финансовыми потерями

«На протяжении первой половины 2020 года был принят ряд судебных решений, которые привели к окончательному утверждению Соглашения об урегулировании между Misen Enterprises AB, ООО «Карпатыгаз» и группой «Нафтогаз». Как результат, группа планирует осуществить выплаты в сумме 1,796 млрд грн. Соответствующее обеспечение было учтено в составе затрат на сбыт, общих и административных затрат», – говорится в консолидированном промежуточном финансовом отчете «Нафтогаза» за первое полугодие 2020 г.

О планах трат такой крупной суммы государственная компания не заявляла ни в пресс-релизах, ни через интервью первых лиц. Совсем другим было поведение «Нафтогаза» в момент принятия судебных решений. Так, летом 2018 г. было сообщено о принятии победного решения в Стокгольмском арбитраже о расторжении договора о совместной деятельности с «Карпатыгазом».



На фото – Андрей Коболев

«Расторжение этого договора вернуло «Укргаздобыче» возможность полноценно пользоваться наибольшим количеством собственных скважин, среди всех договоров об СД», – заявляли тогда у Андрея Коболева. А ровно через два года, летом 2020 г., «Нафтогаз Украины» рапортовал об удовлетворении основных требований «Укргаздобычи» в споре с «Карпатыгаз» и Misen Enterprises AB.

Неискушенному деталями этой схватки читателю объяснить происходящее можно довольно просто. «Карпатыгаз» – это компания, подконтрольная шведской фирме Misen Enterprises AB, которой владеет пул украинских бизнесменов, главным из которых пресса называла газового магната Дмитрия Фирташа (через кипрскую компанию Norchamo Ltd, владеющую 29,93% долей в Misen Energy).

В первые годы президентства Виктора Януковича «Карпатыгаз» резко расширил количество проектов по добыче газа на месторождениях «Укргаздобычи», которая является компанией государственного сектора, входящей в состав вышеупомянутого НАК «Нафтогаз Украины». Но с приходом к власти Петра Порошенко в «Нафтогазе» сменилась управленческая команда, которая занялась сворачиванием отношений с частным партнером.

Из тогдашних сводок НАК с полей судебных схваток следовало, что он получил безоговорочную победу над скандальным частным партнером. Но постепенно стало выясняться, что все не так просто. «Сейчас ключевой момент рассмотрения арбитражем – это оценка стоимости имущества в рамках совместной деятельности с «Карпатыгазом», – говорил прессе в 2018 году сейчас уже экс-глава «Укргаздобычи» Олег Прохоренко. По его словам, эта оценка была необходима для определения размеров взносов в совместную деятельность со стороны ее участников, после чего «Укргаздобыча», как правопреемник общих с «Карпатыгазом» активов, перейдет к выплате компенсации доли этой компании в СД.

После этого заявления в октябре 2018 года владелец 100% доли в капитале компании – шведская Misen Enterprises AB – в письме  «Украинской правде»  сообщила, что Дмитрий Фирташ ни прямо, не опосредованно не входит в число ее конечных бенефициарных собственников. В свете сегодняшних событий то сообщение воспринимается как своеобразная моральная подготовка игроков рынка к сегодняшним планируемым финансовым расчетам.

За что «Нафтогазу» предстоит заплатить частным партнерам проекта вышеуказанные 1,796 млн грн? Если у кого-то возникает такой вопрос, ответить на это есть что. Дело в том, что широко разрекламированная победа юристов НАК в Стокгольмском арбитраже на самом деле является инструкцией по передаче от частной стороны (представленной Misen Enterprises AB) к государственной («Укргаздобыче») своей доли в совместном проекте. И если раньше эта самая инструкция преподносилась «Нафтогазом» как восстановление справедливости, то сейчас очевидно, что речь идет не о победе государственной структуры над частной, а о сделке между ними, в ходе которой «Укргаздобыча» банально выкупает долю Misen в совместном проекте.

Напечатать
Владимир Комаров
Дмитрий Якимец
«ОЛИГАРХ»

Публикации

Відбілений Черняк: як підозрюваний у пособництві Росії засновник Global Spirits захопився Андрієм…

В Україні Євген Черняк та його син Олександр перебували в розшуку — але недовго. «Промінь світла» для них з’явився у лютому 2024 року — саме тоді, за даними «Олігарха», перший заступник Генерального прокурора Олексій Хоменко раптово забрав…

Винний кіпріот: як влаштована таємна алкогольна імперія «імені» підсанкційного бійця батальйону…

На відміну від інших активів Єрмолаєва, які були переоформлені на його дочку Софію Кононенко та дружину Ганну Єрмолаєву, алкогольний бізнес, переписали на осіб, які формально не мають до нього стосунку. Наше розслідування показало, що цей…

Одеська трагікомедія: чому Труханов став ідеальною мішенню для Банкової

Це не перший випадок, коли Банкова зводить рахунки з політичними опонентами через підробки чи сфабриковані матеріали. Подібне вже було. І в цих випадках проглядається одне: за цими кроками стоїть Банкова, яка позбувається конкурентів —…

Титан, борги і «схеми»: як «Велта» повернула контроль над Лікарівським родовищем

Українська реформа надрокористування відкрила можливості для інвестицій у стратегічні мінерали. «Велта» першою скористалася новими правилами, але кейс Лікарівського став тестом для інституцій. Формально дії компанії були законними. По суті…
Все Последние публикации

Вас может заинтересовать Новости этого автора

Хотите быть в курсе актуальных новостей?

Подпишитесь на наши обновления!
Проверьте, разрешены ли уведомления в Вашем браузере
Хочу быть
в курсе!
Больше не показывать.