10 февраля компании «Днепроэнерго» и «Востокэнерго», подконтрольные группе «ДТЭК», вывели в аварийные ремонты энергоблоки своих тепловых электростанций – Запорожской и Кураховской соответственно. Таким образом, на сейчас в простое у донецкой группы находится 12 энергоблоков, а это треть всех ее тепловых мощностей.
Причиной небывалого производственного спада является такой же небывалый спад запасов угля на складах ТЭС. Речь идет про исторический минимум остатка в виде 380 тыс т. По этому поводу логичнее всего предъявлять претензию к владельцу тепловых энергокомпаний Ринату Ахметову: мол, его команда плохо подготовилась к отопительному сезону, из-за чего сейчас и пожинает соответствующие плоды. Но это не так. Еще в ноябре 2020 года у «ДТЭК» на изготове были 2 млн т угля, которые оказались сожжены в энергоблоках ТЭС группы буквально за пару месяцев. Причиной тому стали внепланово затянувшиеся ремонты на атомных электростанциях НАЭК «Энергоатом», которые и повлекли за собой сверхплановую нагрузку на ТЭС, подразумевающую расходование угля в турборежиме.
«У «Энергоатома» растянулись на зиму ремонты энергоблоков, хотя в этот период он должен был работать больше всех. В ремонте одновременно оказались 5 из 15 энергоблоков АЭС. Если бы он закончился в том же месяце, проблем можно было избежать», – заявлял неделю назад глава Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг Валерий Тарасюк.
На фоне сегодняшних морозов, единственная возможность удовлетворить внутренний спрос на электроэнергию – открыть канал для ее поставок из-за рубежа. В январе это было сделано для Беларуси, а с первых чисел февраля из России. Таким образом, сейчас Украина оказалась полностью зависимой от внешних поставок, поэтому начался поиск виноватых в произошедшем. Упомянутый Валерий Тарасюк намекает на тепловую генерацию.
«Требование иметь минимальные запасы топлива, размер которых определяется Минэнерго, является прямой нормой профильного закона и лицензионных условий производителей электроэнергии. Предварительные выводы: возможно, все без исключения компании имели заниженные запасы угля», – заявлял пару дней назад глава НКРЭКУ. Тогда же сообщил о том, что из-за критически низких запасов угля на складах ТЭС регулятор намерен провести внеочередные проверки соответствующих компаний: «наказанием за нарушение этих условий может быть как штраф, так и лишение лицензии».
Учитывая, что пустые угольные склады являются следствием «факапа» «Энергоатома», возможные санкции к тепловикам очевидно несправедливы. Но Тарасюк знает, что делает. Пугая ТЭС, он пытается убить сразу два зайца. Первый – это переломить ход схватки регулятора с Ахметовым. Как сообщал «ОЛИГАРХ», в конце прошлого года этот конфликт дошел до крайне точки кипения в виде обращения в суд, подразумевающего отстранение Тарасюка от должности. Второй – это попытка заставить «ДТЭК» перевести свои ТЭС, выведенные из рабочего режима по причине отсутствия угля, на потребление природного газа. В НКРЭКУ этой цели и не скрывают. «Мы проанализируем, почему частные компании, у которых нет угля, но они не хотят жечь дорогой газ, внезапно выпадают в ремонт. Мы учтем то, что «Центрэнерго» этого не делает, работает на газу, чем помогает энергосистеме», – говорит Тарасюк.
Но как раз опыт государственного «Центрэнерго» и отталкивает «ДТЭК» идти этой дорогой. В начале февраля эта компания обратилась к Кабинету министров с просьбой помочь снизить цену поставок газа тепловым электростанциям компании и получить отсрочку оплаты. «Во избежание создания многомиллионных потерь и усиления дефицита ликвидности из-за отсутствия доступа к кредитным ресурсам «Центрэнерго» обращалось к правительству с просьбой способствовать пересмотру условия поставки газа в части цены и отсрочки оплаты государственным поставщиком», – говорится в сообщении. Реакции на это обращение от власти не было, но и без нее очевидно, что речь идет о колоссальных убытках «Центрэнерго».
Так, по информации первого заместителя председателя Всеукраинской энергетической ассамблеи Юрия Саквы, себестоимость производства электроэнергии на ТЭС при сегодняшних ценах на газ составляет 2,5-2,7 грн/кВт-ч. Тогда как средневзвешенная цена на электроэнергию на рынке – 1640,97 грн/МВт-ч.
Владимир Комаров«ОЛИГАРХ»