Группа ДТЭК и энергетический регулятор нашли еще один повод для конфликта
20 мая Окружной административный суд Киева признал противоправными и отменил отдельные положения решений Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг, касающиеся ООО «ДТЭК Луганская тепловая электрическая станция».
Само по себе существование этого юридического лица может быть новостью для многих, поэтому прежде чем вдаваться в детали стычки этой компании с энергорегулятором, есть резон рассказать о ней самой.
По данным «ОЛИГАРХА», данное предприятие учреждено в апреле прошлого года, а его главным активом стало право на управление (аренды) целостным имущественным комплексом Луганской ТЭС, ранее управлявшейся ООО «ДТЭК Востокэнерго». Несмотря на очевидную связь с богатейшей группой украинской энергетики, компания «ДТЭК Луганская тепловая электрическая станция» практически сразу была встречена в штыки. Так, уже через несколько месяцев после ее появления на свет НКРЭКУ издала постановления №1536 и №1661. Именно эти документы были отменены упомянутым недавним решением суда.
Чем они не устроили свежеиспеченную структуру «ДТЭК»? Тем, что данными постановлениями регулятор фактически вывел предприятие за пределы легальной деятельности. В частности, Нацкомиссия отменила свое же решение о выдаче ООО лицензии по производству тепловой и электрической энергии, отсрочив (перенеся) вступление в силу данного постановления. При этом, что оказалось самым неприятным для команды Рината Ахметова, НКРЭКУ решило предусмотреть дополнительное условие выдачи лицензии. А именно – перед «ДТЭК Луганская тепловая электрическая станция» было поставлено условие предоставления документов, подтверждающих правонаследие им долговых обязательств вышеупомянутого ООО «ДТЭК Востокэнерго» перед государственным НАК «Нафтогаз Украины».
По данным «ОЛИГАРХА», речь идет про 724 млн грн. долга, который «Востокэнерго» сформировало перед «Нафтогазом» из-за нерасчета с последним за поставки газа. В НКРЭКУ утверждают, что если ООО «ДТЭК Луганская ТЭС» приняла на себя управление одноименной станцией от ООО «Востокэнерго», то эти компании должны согласовать между собой порядок погашения задолженности перед НАК. Поставив знак равенства между сменой компании-управленца тепловой электростанцией, и необходимостью урегулирования вопроса по погашению долгов перед «Нафтогазом Украины», ведомство Валерия Тарасюка неприкрыто намекает на попытку группы Рината Ахметова уйти от расчета по этим обязательствам.
Новейшая история Украины знает не один пример «обнуления» долгов, когда из компании-должника выводятся активы, и, оказываясь в условиях отсутствия реальных инструментов для расчета, она сворачивается. Но данная история вряд ли из этой серии.
Во-первых, потому что передача Луганской ТЭС в управление ООО «ДТЭК Луганская ТЭС» совершенно не означает формальный вывод этой компании за пределы группы «ДТЭК». Данное предприятие зарегистрировано на DTEK Energy B.V. (Нидерланды) – официальный холдинг «ДТЭК» по управлению предприятиями по добыче угля, тепловой генерации и горному машиностроению.
Во-вторых, вышеуказанные 724 млн грн. долгов возникли в какой-то степени против воли донецкой группы. Речь идет о событиях двухлетней давности, когда Луганская ТЭС, оказавшись политическим решением отрезанной от поставок угля из России, перешла на использование природного газа. Себестоимость производства электроэнергии на этом топливе существенно превышала существовавшие тогда максимальные цены на электроэнергию на рынке, но в «ДТЭК» согласились работать «в минус», основываясь на договоренности с тогдашним правительством о компенсации.
В частности, тогда Кабмин, возглавляемый Владимиром Гройсманом, обязал НАК «Нафтогаз Украины» продавать газ для нужд Луганской ТЭС по заниженной цене, но вскоре уведомил об отказе от этой идеи и планах найти решение по обеспечению субъектов генерации Луганской области энергоносителями без применения регулируемой специальной цены. Под лозунгом этого обещания Луганская ТЭС и стала работать на газу, но когда пиковый период напряжения в энергосистеме прошел, интерес правительства возвращаться к вопросу компенсации исчез.
Выход из этой ситуации в «ДТЭК» нашли незатейливый. Там решили, что раз никто не покрывает их убытки от того периода работы Луганской станции, то они не станут рассчитываться с поставщиком газа. А поскольку эта проблема оказалась замороженной, то у Ахметова решили вынести Луганскую ТЭС «за скобки» «Востокэнерго».
Стоит ли трактовать это решение как однозначную попытку донецкой группы избавиться от необходимости расчета с «Нафтогазом», вопрос спорный. По крайней мере, суд такой взаимосвязи не нашел. «ООО «ДТЭК Луганская ТЭС» не является участником правоотношений, которые возникли между ООО «ДТЭК Востокэнерго» и НАК «Нафтогаз Украины», и не может влиять на них», – так служители Фемиды объяснили свое решение отменить невыгодные для донецкого олигарха постановления НКРЭКУ.
Но победа юристов «ДТЭК» в этой схватке точно из категории промежуточных. И потому, что регулятор наверняка не упустит шанс оспорить решение первой инстанции в апелляционной. И потому, что между командами Ахметова и Тарасюка уже не первый месяц идет системная война, которую данный прецедент только обостряет.
Владимир Комаров«ОЛИГАРХ»