Тяжелые отношения «Нафтогаза» с правительством могут получить продолжение
Как стало известно «ОЛИГАРХУ», в ближайшее время в Окружном административном суде Киева будет рассмотрен иск АО НАК «Нафтогаз Украины» к Кабинету министров с требованием о признании противоправным и недействительным его постановления №89 от 3 февраля 2021 г.
Название правительственных документов нередко написаны на путаном чиновничьем языке. Но постановление, которое нацелился отменить «Нафтогаз», исключение из этого правила: «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок»
К первому относятся те, что были начаты до 18 марта 2020 и не были завершены (были временно остановлены).
Второй – проверки юрлиц реального сектора экономики, которые сформировали налоговый кредит за счет оформления рисковых операций по приобретению товаров/услуг.
Третий – документальные внеплановые проверки юрлиц, по которым получена налоговая информация о нарушении соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручки по экспортным операциям.
Четвертый – внеплановые проверки по жалобам на действия или бездеятельность контролирующих органов на неправомерные начисления денежных обязательств налогоплательщиков.
Под эти категории и попал «Нафтогаз Украины», но ни статус государственной компании, ни заявления менеджмента о прозрачности ведения бизнеса не помешали принять решение оспорить постановление Кабмина №89.
Первая мысль, возникающая по этому поводу, буквально напрашивается сама: если в НАК не хотят проверок, то значит есть что скрывать. Но любителей громких коррупционных скандалов скорее ждет разочарование.
По данным «ОЛИГАРХА», тут вопрос не столько о попытках сокрытия разворовывания госсредств, сколько о многолетнем противоборстве, которое уже получило политический окрас. Главным оппонентом «Нафтогаза» тут выступает Государственная фискальная служба (ГФС), отношения с которой у НАК не заладились еще в 2016 г. Тогда это ведомство заявило о возможном уклонении должностными лицами госкомпании от уплаты НДС на сумму 2,7 млрд грн. Поводом для этого стала незавершенная в 2015 г. процедура таможенного оформления газа, приобретенного «Нафтогазом» у российского «Газпрома».
На тот момент НАКом управлял Андрей Коболев, и претензии ГФС касаются главным образом действий его команды. При Коболеве же весной этого года, юристами «Нафтогаза» был подан вышеупомянутый иск с требованием о признании противоправным и недействительным постановления Кабмина №89. Именно до рассмотрения этого заявления у Окружного административного суда Киева скоро «дойдут руки».
Как известно, в апреле этого года Андрея Коболева уволили из госокомпании, и сейчас ею руководит Юрий Витренко. Последний настроен против Коболева весьма критично, поэтому с одной стороны, в его интересах дать государственным ревизорам «вольную», и таким образом довести до логичного конца процесс сбора доказательной базы против своего оппонента.
С другой стороны, Юрий Витренко не раз доказал свою приверженность пословице о том, что «точку зрения определяем место сидения». Это к тому, что даже после того как в «Нафтогазе» сменилось руководство, Государственная фискальная служба не стала понижать градус отношений с госкомпанией.
Ярким подтверждением этому являются события месячной давности, когда ГФС бесцеремонно провело обыски в центральном офисе АО «Нафтогаз Украины». Этот шаг является недвузначным доказательством того, что ревизоры не намерены согласовывать диапазон своих действий с сегодняшним руководством НАК. Поэтому сейчас Витренко в какой-то степени даже обязан продолжать политику своего оппонента, и настаивать на неправомерности решения Кабмина о размораживании проведения ревизий «Нафтогаза».
Правда, обратная сторона этой медали может принести несоизмеримо больший ущерб, ведь если поддержать эстафету Андрея Коболева, Юрий Витренко фактически занимает позицию оппонента правительства, а это может повлечь за собой самые серьезные кадровые решения.
Владимир Комаров«ОЛИГАРХ»