До крушения режима Виктора Януковича в 2014 г. основатель гоночной команды Ferrari Team Ukraine Руслан Цыплаков любил позиционировать себя как влиятельного бизнесмена, председателя наблюдательного совета донецкого ЧАО “Метал Юнион”, которое он называл финансово-промышленной группой, инвестирующей в развивающиеся рынки. Ее состав был весьма своеобразным – в созданную Цыплаковым группу входил Пивденкомбанк (Южкомбанк), страховая компания “Гарантия” и опытно-промышленный комплекс “Желтые воды” по выпуску железорудного концентрата. Кроме этого, “Метал Юнион” умудрился купить ряд активов в Африке – компании, обладающие лицензиями на добычу полезных ископаемых в Намибии (Solarwind Investment, Gazania 25, Mineral Investment company), и долю в заводе по выпуску арматуры и катанки Zuma Steel West Africa в Нигерии, пишет “Деловая столица”.
За несколько недель до бегства вслед за Януковичем в Россию Цыплаков излучал уверенность в завтрашнем дне, делая оптимистичные прогнозы по ведению бизнеса в Украине его структурами во главе с Пивденкомбанком, который, по его утверждению, раз за разом “подтверждал успешность выбранной долгосрочной стратегии развития”. Однако как только власть сменилась, его бизнес-империя стала рушиться, как карточный домик. Уже в мае 2014 г. в Пивденкомбанк, из которого незадолго до этого были выведены сотни миллионов гривень в подставные фирмы, была введена временная администрация, а в сентябре того же года началась его ликвидация. А через год после этого стартовал процесс банкротства ставшей неплатежеспособной страховой компании “Гарантия”.
Все это время “Метал юнион” продолжал существовать, правда, формально уже без Цыплакова, который в конце 2015 г. стал фигурантом уголовного производства ГПУ о незаконном снабжении оружием так называемых “титушек” во время Евромайдана.
Он поспешил выйти из состава акционеров своей холдинговой структуры в середине 2014 г., переоформив компанию на малоизвестное ООО “Универсал-технологии”, которым по бумагам владел некий Евгений Глухов из Донецка. Тогда же стартовал процесс избавления ЧАО “Метал Юнион” от принадлежавших компании активов во главе с упомянутым Пивденкомбанком. На момент обращения ЧАО “Метал Юнион” в хозяйственный суд Донецкой области с заявлением о собственном банкротстве в июле этого года инвентаризация показала, что у компании не осталось никаких активов, кроме денежных средств на сумму 14 тыс. грн. При этом у ЧАО, стоимость активов которого на начало 2014 г. оценивалась более чем в 320 млн грн, оказался всего лишь один кредитор – ООО “Коллекторский центр” из Донецка, предъявившее “Метал Юнион” требования на сумму всего 42 тыс. грн. Поскольку погасить ее должник оказался не в состоянии, 3 августа хозяйственный суд Донецкой области принял решение признать детище Руслана Цыплакова банкротом и открыть процедуру его ликвидации сроком на 12 месяцев.
Впрочем, у назначенной ликвидатором компании Татьяны Кулиничевой есть все шансы завершить свою работу досрочно, исходя из того, что “Метал Юнион” в своем нынешнем состоянии представляет собой классическую “пустышку”.
«ОЛИГАРХ»