Деревообрабатывающий магнат собирается построить сеть лесопилок по стране. Но его интересы идут вразрез с позицией Евросоюза, который настаивает на том, чтобы Украина отменила мораторий на экспорт леса.
ООО «Українські лісопильні», созданное в конце 2014 года, начало активную кампанию в СМИ, посвященную ее планам строительства ряда крупных лесопилок. Публикации, прославляющие компанию и ее инвестиционные планы, в октябре появились на нескольких известных сайтах, включая региональные. Согласно заявленным планам, первый завод «Українські лісопильні» хотят открыть до конца 2016 года в Костополе (Ровенская обл.). Он будет специализироваться на производстве обрезных пиломатериалов для нужд столярных, строительных, мебельных и других предприятий. Первая очередь производства сможет выпускать 200 тыс. кубометров пиломатериалов в год.
Дальше в планах компании строить аналогичные производства в других регионах Украины. «Начинаем реализации проекта второго лесопильного предприятия в Сарненском районе», – говорится в сообщении ООО «Українські лісопильні» со ссылкой на директора компании Дмитрия Боженюка. Инвестиции только в эти два проекта компания оценила в 45 млн. евро.
«Українські лісопильні» позиционируют себя как предприятие с иностранным капиталом, называя своим инвестором шведа Йохана Дунбека.
«Сразу после Евромайдана, в ответ на обещания со стороны руководителей Украины (Президента, Премьера) о полной прозрачности для внешнего инвестора, дружескую обстановку и в контексте заключенных соглашений о сотрудничестве с Европейским Союзом, я решил сделать инвестиции в этот проект лесопильного производства в Костополе», – так красочно объяснил свою мотивацию вкладывать деньги в Украину Йохан Дунбек.
Впрочем, по сведениям источников «ОЛИГАРХА», швед может являться лишь ширмой, за которой прячутся другие собственники, не стремящиеся себя афишировать. И не исключено, что ими являются бизнесмены из России.
В прошлом году на встрече с общественностью Костополя Дунбек был представлен как «представитель группы иностранных инвесторов». Сам он предпочитает не афишировать своей работы несколько лет назад в РФ, где он был директором компании «Росбиопром», занимавшейся вырубкой леса в Калининградской области.
Работа на этой должности, мягко говоря, оставила осадок у местных властей – в тамошних СМИ его обвиняли в варварском уничтожении леса и даже сгоряча назвали «киллером из Швеции». Наконец, в 2012 г. Дунбек засветился в качестве одного из директоров зарегистрированной в Лондоне компании Finance Investment Design Ltd. Ее собственниками, по данным «ОЛИГАРХА», были россияне Алексей Разин, Александр Грузинский, а также Лариса и Регина Германовы.
Согласно Единому государственному реестру юрлиц, уставной капитал ООО «Українські лісопильні» составляет 188 млн грн: 75% принадлежит кипрской Ukresta Holdings, 25% – киевскому ООО «Эдвайзори Инвестментз».
Первая компания, учрежденная в 2014 г., своих бенефициаров не раскрывает.
Впрочем, об их составе можно догадаться, если учесть, что с момента основания ООО «Українські лісопильні» (тогда Ukresta Holding была единоличным учредителем этой компании), должность ее директора занимал Сергей Ступницкий, который до этого был директором ООО «Свиспан Лимитед».
А бенефициаром «Эдвайзори Инвестментз» является Роман Цуприк – брат Богдана Цуприка, совладельца и одного из директоров Sorbes Group, управляющей двумя заводами по производству ДСП в Западной Украине: «ЛК Интерплит Надвирна» и уже упомянутым «Свиспан Лимитед» (бывший Костопольский фанерный завод).
Тема собственности весьма чувствительна для «Українських лісопилень». В 2015-2016 годах у компании возникли проблемы с костопольскими активистами и депутатами, обвинявшими компанию в том, что ее производство будет наносить вред экологии. Чтобы отстоять свои интересы, она активно эксплуатирует свое «шведское» происхождение, намекая при каждом удобном случае, что преграды на пути реализации ее проекта грозят «международным скандалом».
Есть и еще один аспект этой истории. Летом 2015 г. Петр Порошенко подписал закон, вводящий 10-летний мораторий на экспорт лесо- и пиломатериалов в необработанном виде.
«Мораторий на экспорт кругляка стал решающим фактором, фактически моментально дал нам принять решение о капиталовложении именно в Украине», – признался в одном из интервью Дунбек.
В этом свете нельзя не вспомнить, что Богдан Цуприк является одним из самых известных и давних лоббистов на рынке деревообработки.
В 2005 г. по инициативе «Свиспан Лимитед» и «Интерплит Надвирна» Кабмин ввел пошлину на ввоз ДСП из Польши и Словакии. После чего бизнес двух западноукраинских заводов буквально расцвел. Сейчас Цуприк делает похожую бизнес-ставку, что и десять лет назад с производством ДСП. Тем более, «Українські лісопильні» не скрывают, что будут работать в тесной связке с Sorbes, поставляя отходы производства на завод «Свиспан Лимитед» для выпуска ДСП.
Плохая новость для Цуприков заключается в жесткой позиции ЕС по поводу экспорта. Евросоюз прямо увязал выделение финансовой помощи Украине с пересмотром решения о запрете вывоза леса-«кругляка». В результате отмена этого моратория может произойти уже до конца 2016 года.
Егор КажановВладислав Боровиков
«ОЛИГАРХ»