Следом за признанием неплатежеспособным банка «Траст» Авраменко может ждать прощание с кондитерским бизнесом и электронной системой платежей
«Банк «Траст» уверенно смотрит в будущее, зарекомендовав себя как динамичный, надежный, достойный доверия финансовый институт, ответственный работодатель и налогоплательщик. Наши главные корпоративные ценности – надежность, партнерство, индивидуальный подход к клиентам. Ведь TRUSТ в переводе с английского означает доверие» – такое красочное описание все еще висит на корпоративном сайте банка «Траст».
На нем же сегодня было опубликовано официальное сообщение Фонда гарантирования вкладов физлиц о введении в «Траст» временной администрации на основании решения Национального банка Украины от 6 декабря № 468-рш/БТ об отнесении его а категории неплатежеспособных. Причины такого решения в банке решили лишний раз не светить, впрочем, секретом они не являются – об этом уже сообщили в НБУ, указав, что ухудшение финансового состояния банка Траст» имело системный характер.
«Разработанная ПАО «Банк Траст» программа капитализации не содержала подтверждения возможности реализации запланированных мероприятий по улучшению финансового состояния банка в установленные сроки. В частности, отсутствовали гарантийные письма от акционеров (инвесторов) по обеспечению капитализации» – добавили в Нацбанке.
И это притом, что еще в ноябре этого года уже дышавший на ладан «Траст» (его отрицательный капитал достиг 135 млн. гривен) объявил о привлечении инвестора – компании с российскими корнями Flexinvest. «Инвестор высоко оценил существующую бизнес-модель ПАО Банк «Траст» и подтвердил в Национальном Банке Украины готовность увеличить уставный капитал Банка на 180 млн. гривен» – официально сообщили в банке.
Зачем банк «Траст», как выяснилось сейчас, вводил регулятора и своих клиентов в заблуждение? Самый вероятный ответ достаточно прост – контролирующий акционер и член наблюдательного совета банка Владимир Авраменко (ему, согласно данных НБУ, принадлежит 78,9% его акций), предпринимал отчаянные усилия для того, чтобы вывести из «Траста» максимум средств.
Косвенно это подтверждают в НБУ, указав, что еще с июля 2016 г. банк «Траст» имел ограничения на привлечение вкладов физических лиц. В то же время, в конце ноября, несмотря на прямой запрет от НБУ, «Траст» возобновил привлечение вкладов населения по завышенным процентным ставкам.
По слухам, средства, которые «пылесосил» проблемный банк, могли направляться на поддержку падающих сопутствующих бизнесов его акционера. Прежде всего – остатков кондитерской группы «АВК», а именно, ее ключевого производственного актива – кондитерской фабрики в Днепре.
Как уже сообщал «ОЛИГАРХ», в довоенное время Авраменко для развития своего сладкого бизнеса привлек огромные кредиты, которые легли мертвым грузом на его бизнес.
Его холдинговая компания – ЧАО «АВК» – на начало этого года задолжала банкам более 3,6 млрд. гривен. Среди них выделяются банки, подконтрольные властям РФ – Проминвестбанк (около 1,5 млрд. гривен) и Сбербанк (1,4 млрд. гривен). Решив, что возврат долгов – слишком обременительный процесс, Авраменко создал новую компанию «АВК Конфекшинери», на которую завел все финансовые потоки своей кондитерской группы во главе с фабрикой в Днепре. В дальнейшем «АВК Конфекшинери», лично принадлежащее Владимиру Авраменко, попыталось перевести на себя ключевые активы фабрики, а против ЧАО «АВК» открыли дело о банкротстве.
Проминвестбанк, у которого в залоге в счет невозвращенного кредита на сумму 80 млн долларов находится имущественный комплекс кондитерской фабрики АВК в Днепре, с этим, естественно, не согласился.
Источники «ОЛИГАРХА» указывают, что Авраменко фактически отказался вести переговоры со своим крупнейшим кредитором, и сейчас предпринимает попытки отменить ипотечные договоры, подписанные ранее, через суд. Источник «ОЛИГАРХА» в одном из банков, ведущих противостояние с Авраменко, указывает, что фактически владелец «Траста» – банкрот, и его бизнес по-хорошему должен быть давно передан кредиторам. «Но чемоданы аргументов делают свое дело» – указывает он, имея в виду затягивание через суд процесса с взысканием заложенного имущества.
Крушение «Траста» в этом контексте дает четкий сигнал, что запас прочности Авраменко истощен, результатом чего, скорее всего, станет его неминуемое прощание с кондитерским бизнесом. Не лучшие перспективы и у группы компаний EasyPay, принадлежащей Авраменко, которая работала в очень плотной спайке с «Трастом». И не исключено, что деятельностью EasyPay вполне могут заинтересоваться правоохранители, когда Фонд гарантирования вкладов разберется в схемах, практиковавшихся в «Трасте» в последний год, в которых, по слухам, EasyPay отводилось одно из ключевых мест.
Егор Кажанов«ОЛИГАРХ»