Структуры, близкие к Василию Хмельницкому, начали операцию по лишению признанного неплатежеспособным банка «Хрещатик» залогов на сотни миллионов гривен.
Банк «Хрещатик» был признан неплатежеспособным в начале апреля. По данным НБУ, активы банка на 1 января 2016 года составляли 9,1 млрд. гривен. Как выяснилось чуть позже, в банке образовалась «дыра» в размере около 4,8 млрд. гривен. А в начале декабря Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) своим решением утвердил его ликвидационную массу оценочной стоимостью всего 2,65 млрд. гривен.
Убытки, как заведено, компенсирует государство. Тем временем, акционеры и связанные с ними компании принялись выводить из банка остатки ликвидных залогов. По данным «ОЛИГАРХА», в частности, «Киевхлеб» уже вывел из залога свои активы. Другие компании из орбиты Василия Хмельницкого уже частично это сделали, или только собираются.
Так, этой осенью ООО «Стройинвест-Проект» и ПАО «Агрофирма «Троянда» подали иск в Хозсуд Киева к банку «Хрещатик». Они попросили признать договоры по кредитным обязательствам перед банком прекращенными с 1 апреля 2016 года.
Истцы утверждают, что в 2013 году взяли кредит в банке на сумму 54 млн. гривен со сроком погашения в декабре этого года. В качестве залога по кредиту был передан земельный участок 84 га на ул. Академика Заболотного (район Феофании), который принадлежал ООО «Строительный Форум».
За несколько дней до того, как банк признали неплатежеспособным, ООО «Стройинвест-Проект» обратилось в банк с требованием зачета встречных требований – обменять свой кредит на банковские вклады на 3,6 млн. долларов.
«Истцом и физлицом (имя не указано) был заключен договор об уступке права требования от января 2015 года, в соответствии с которым истец получил право требования к банку по договору банковского вклада», – говорится в решении Хозсуда Киева 25 ноября. Таких договоров истцы заключили несколько. Их суть сводится к тому, что фирмы-заемщики считают, что банку ничего не должны, раз они провели взаимозачет требований с другими вкладчиками банка. В банке «Хрещатик» заявили, что договоры о зачете встречных требований фиктивны и подписаны задним числом (после введения в банк временной администрации этого уже сделать было нельзя). Впрочем, Хозсуд Киева 25 ноября согласился с доводами истцов и признал договор ипотеки прекращенным, выведя, таким образом, из банковского залога 84 га земли в Киеве.
Аналогичное дело инициировало ПАО «Киевхлеб» – крупнейший производитель хлеба в Киеве. В 2010 году компания взяла в банке кредит на 17,5 млн. грн. Как и предыдущие истцы, ПАО провело операцию взаиморасчета, которую в банке называли фиктивной. Но суд также поддержал истца и прекратил запись об ипотеке и отягощении нежилых помещений по улице Эжена Потье общей площадью 6 тыс кв. м. (Хлебкомбинат № 4) и некоторые другие помещения в Киеве.
Как выяснил «ОЛИГАРХ», это только начало. В конце октября в суд аналогичные иски подали фирмы «Бионик Ленд» и «Строительный Форум». Они утверждают, что также провели взаимозачет требований на сумму 8 млн. долларов. Решение по сути в этих спорах пока не выносилось.
Все вышеперечисленные компании так или иначе были аффилированы с акционерами банка «Хрещатик».
«Киевхлеб» ранее принадлежал бывшему нардепу от Партии регионов Василию Хмельницкому (сам бизнесмен заявлял о продаже этого актива несколько лет назад).
«Агрофирма Троянда» принадлежит КУА «Авалон», официальным владельцем которой является Хмельницкий. «Бионик Ленд» (инвестор инновационного парка BIONIC Hill) также официально включен в состав бизнес-группы Хмельницкого. Который вместе со своим младшим партнером Андреем Ивановым считался ключевым совладельцем «Хрещатика».
По официальным данным НБУ, на момент банкротства 25% акций «Хрещатика» принадлежали Киевгорадминистрации. Еще 24% акций были у экс-совладельца «Запорожстали» и бизнес-партнера Хмельницкого Николая Солдатенко. А 37% акций находилось у экс-депутата Киевсовета Андрея Иванова, который до этого контролировал этот пакет вместе с Хмельницким.
Таким образом, группа компаний, связанных с ключевыми акционерами банка «Хрещатик», после его признания неплатежеспособным через суды пытается забрать залоги, путем зачета встречных требований по вкладам в этом банке. По большому счету, таким образом они заберут свои же деньги или их часть.
Но, что главное, в этом случае они обойдут «правило 200 тыс. гривен». Оно гласит, что лишь вклады до этой суммы гарантированы государством в лице Фонда гарантирования вкладов физических лиц, а все, что свыше – вкладчики теряют. Именно так происходит с обычными богатыми вкладчиками, доверившими свои деньги банкам. Но не в случае с его акционерами.
Летом 2016 года Василий Хмельницкий дал первое свое интервью после банкротства банка «Хрещатик», в котором заявил, что тоже пострадал от банкротства, мол, в банке «пропали мои деньги, которые лежали на карточке». «Если сумма была до 200 000 грн, то Фонд гарантирования вкладов физических лиц должен их вернуть собственнику», – заметил журналист. «Правда? Отлично! А я и не знал. Значит, интервью проводим не зря (смеется)», – ответил на это Хмельницкий.
Владислав Боровиков«ОЛИГАРХ»