Госкомпания отобрала газ, добываемый фирмой, которую связывают с Дмитрием Фирташем и его партнерами.
Государственное ПАО “Укргаздобыча” перестало отпускать газ компании “Карпатыгаз” в рамках договора о совместной деятельности. “Карпатыгаз” до этого получал около 700 млн кубометров газа на сумму около 100 млн долларов в год – это второй показатель среди частных компаний после “Нефтегаздобычи” Рината Ахметова.
“Карпатыгаз” – одна из восьми компаний, работающая по договору о совместной деятельности с “Укргаздобычей”. В 2014-2015 годах государство начало крестовый поход против фирм-партнеров. Шесть из них входили в орбиту Александра Онищенко, депутата Верховной Рады из группы «Воля народа». С 2016 года договоры с ними были разорваны в судах, а сам Онищенко, ставший фигурантом уголовного производства, открытого НАБУ, пустился в бега. “Только за 4 месяца после разоблачения схем Онищенко государство заработало на продаже газа в 6 раз больше, чем за 3 года деятельности этих схем”, – заявил в конце декабря во время брифинга руководитель Национального антикоррупционного бюро Артем Сытник.
“Карпатыгаз” в пуле фирм-партнеров “Укргаздобычи”всегда стоял особняком, хотя и имел непосредственную связь с Онищенко, вместе с его компаниями будучи основателем Украинской нефтегазовой ассоциации. Во-первых, у компании другие бенефициары.
Многочисленные расследования СМИ связывали бенефициаров владельца “Карпатыгаза” Misen Enterprises AB – компании Nellston Holdings Ltd и Norchamo Ltd – с группой “РосУкрЭнерго” Дмитрия Фирташа, Сергея Левочкина и Юрия Бойко. Сама Misen регулярно опровергала эту информацию.
Хотя связь группы “РосУкрЭнерго” и “Карпатыгаза” подтверждает множество косвенных фактов. Например, заместителем директора компании по правовым вопросам работал Рустам Гайсин, помощник Юрия Бойко в Верховной Раде 6 созыва, а директором по правовым вопросам – экс-топ-менеджер «Остхем Украина» (контролируется Фирташем) Сергей Петухов. Бойко при этом лично принимал участие в открытии объектов «Карпатыгаза».
Во-вторых, “Карпатыгаз” – единственная компания, с которой “Укргаздобыча” не пыталась в украинских судах расторгнуть договор о совместной деятельности.
“Спор о расторжении договора о СД с “Карпатыгазом” и шведской Misen Enterprises AB передан на рассмотрение Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма, поскольку это предусмотрено самим договором о совместной деятельности”, – говорили ранее в “Укргаздобыче”.
В июле 2016 года новым крупнейшим владельцем “Карпатыгаза” стала малоизвестная компания из Гонконга Powerful United Limited (PUL). О ее бенефициаре не известно ничего, но ряд источников предполагал, что им мог стать кто-то из представителей новой власти. Впрочем, вряд ли это так, поскольку положение “Карпатыгаза” после этого совсем не улучшилось.
В конце 2016 года глава правления “Укргаздобычи” Олег Прохоренко и ГПУ начали совместное наступление на позиции “Карпатыгаза”, решив не дожидаться окончания «развода» в Стокгольме. Как писал «ОЛИГАРХ», 26 октября Генпрокуратура в Печерском райсуде добилась ареста имущества компании на сумму 4 млрд грн, сделав, по-сути, то же самое, что Национальное антикоррупционное бюро раньше сделало с компаниями Онищенко. 21 ноября это определение оставил в силе Апелляционный суд Киева.
Со своей стороны, “Укргаздобыча” в ноябре приняла решение прекратить отпуск “Карпатыгазу” природного газа, который должен реализовываться в рамках договора о совместной деятельности, а часть прибыли в теории должна была возвращаться госкомпании. “Укргаздобыча” не передала объемы природного газа, нефти и газового конденсата, добытые в октябре 2016 из скважин, которые являются объектами совместной деятельности,” – говорится в сообщении “Карпатыгаза”.
Стоимость этого газа частная фирма оценила в 198 млн грн, которые потребовала компенсировать. 7 декабря 2016 года “Карпатыгаз” обратилась в Хозсуд Киева и выиграла.
Однако “Укргаздобыча” подала апелляцию, которую 5 января удовлетворил апелляционный хозсуд. Таким образом, “Карпатыгаз” проиграл борьбу сразу на двух стратегических фронтах, что фактически поставило крест на дальнейших перспективах этой компании.
Владислав Боровиков«ОЛИГАРХ»