Почему ставка Кабмина на развитие атомной промышленности отдаляет Украину от Евросоюза
На прошлой неделе премьер-министр Владимир Гройсман провел рабочий визит в Хмельницкую область, в ходе которого посетил один из крупнейших производственных объектов региона – обособленное подразделение госпредприятия «Энергоатом» Хмельницкую атомную электростанцию.
Эта поездка особо не отличалась от десятков других туров, ежегодно совершаемых главой правительства, но Гройсман смог сделать ее яркой. В ходе общения с атомщиками он заявил, что Министерству энергетики следует пересмотреть программу развития атомной электроэнергетики на период до 2040 года, в которой основное внимание должно быть уделено первому пятилетнему периоду.
По словам главы Кабмина, правительство ориентировано не только на увеличение производственной нагрузки на «Энергоатом», который является оператором всех действующих АЭС страны, а и ставит задачу развития атомной энергетики. В этом контексте первоочередной была названа достройка 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС. «Задача номер один – обеспечение 100-процентной безопасности деятельности атомных электростанций, а 100-процентный уровень нагрузки АЭС будет способствовать устойчивости и сбалансированности энергетической системы Украины», – сказал глава Кабмина.
Профильные энергетики встретили эту новость на ура: в ХАЭС тут же заявили, что введение в эксплуатацию двух энергоблоков станции обеспечит ежегодно дополнительный отпуск 15 миллиардов кВт-ч электроэнергии в энергосистему страны. Но на этом эмоциональный подъем закончился.
Как сообщил генеральный директор ХАЭС Николай Панащенко, стоимость достройки двух энергоблоков составляет 3,7 миллиарда евро, или свыше 100 млрд грн.
Таких денег у государства нет, а единственный внешний источник финансирования в лице кредитных ресурсов российских банков исчез в прошлом году, когда Украина публично заявила о расторжении контрактных отношений с российской компанией «Атомстройэкспорт» (входит в состав «Ростатома»), выигравшей незадолго до этого конкурс по выбору типа реакторной установки для строительства 3-го и 4-го энергоблоков ХАЭС.
Главным претендентом на место «Атомстройэкспорта» называлась чешская Skoda, но даже если бы отношения с ней были оформлены официальным контрактом, это никак не решало финансовый вопрос украинских атомщиков. Ведь чехи рассматривали свое участие в «хмельницком проекте» исключительно на технологическом уровне.
Говоря о финансовой проблеме достройки атомных энергоблоков, у Владимира Гройсмана пока что ограничиваются только общими фразами «о необходимости поиска внешних инвесторов». С одной стороны, эти поиски не так безнадежны как кажется, ведь построенные блоки ХАЭС правительство планирует включить в работу с целью продажи произведенной ими электроэнергии за рубеж. «Наша задача как страны быть экспортером электроэнергии. Мы должны продавать произведенную в Украине электроэнергию и получать за это в Украине большую валюту, которая будет положительно влиять на экономику нашего государства. В этом контексте развитие атомной энергетики имеет ключевое значение», – заявил Гройсман в ходе своего прошлонедельного визита.
В этом контексте украинским атомщикам было бы впору проводить road-show в Европе, которая в последние три года выступает основным спонсором наших энергетических проектов.
Но в отличие от, например, «Нафтогаза Украины», попытка привлечения денег атомщиками в Европе изначально обречены на провал. Дело в том, что Европейский Союз, рассматривая вопрос о возможности присоединения к своей энергосистеме украинской, в категорической форме заявляет о необходимости отказа Украины от поддержки отечественной атомной промышленности.
«ЕС настаивает на том, чтобы при присоединении к ним украинской энергосистемы, мы отказались от развития своей атомной энергетики. Поэтому сейчас мы стоим перед простым выбором: или отказываемся от энергетической интеграции в Европу, или развиваем свой атомпром», – сообщил «ОЛИГАРХУ» источник в Министерстве энергетики. По его словам, если выбор будет сделан в пользу второго варианта, Украина может рассчитывать только на точечное объединение с европейской системой – через строительство так называемых асинхронных соединений (вставок постоянного тока) на границе Украина-ЕС, которые позволят объединить отдельные элементы энергосистемы нашей страны и Европы.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»