Завод, уведенный из-под носа ФГИ структурами из орбиты нардепа Александра Пономарева, переписали на эстонского дилера «Агринола» и британского «фунта».
Не прошло и года с тех пор, как Фонд государственного имущества лишился бердянского завода «Азмол» (как сообщал «ОЛИГАРХ», в ходе ликвидации этого предприятия, на 100% принадлежащего государству, его имущественный комплекс площадью более 115 тыс. кв. м был продан на бирже в августе 2016 г. за символическую сумму в 101,5 млн грн компании «Ультра ойл» из Днепра), как его новые владельцы начали осваивать благодатную ниву государственных тендеров.
Как выяснил «ОЛИГАРХ», в марте свой первый госзаказ получило новосозданное ООО, которому был передан в управление уведенный у государства завод – «Азмол бритиш петрокемикалс». Эта структура по итогам прошедшего в феврале тендера заключила договор с ПАО «Укртрансгаз» на поставку турбинного масла ТП-22 общей стоимостью 6,237 млн. гривен.
Это, на первый взгляд, непримечательное событие на самом деле проливает свет на особенности бизнеса одного из крупнейших в Украине «смазочных баронов» – депутата Верховной Рады, члена группы «Воля народа» Александра Пономарева. Его главным «семейным» активом считается группа «Агринол» из Бердянска, которая называет себя «одной из первых независимых компаний-производителей смазочных материалов и металлической тары в Украине».
Как указывают источники «ОЛИГАРХА», группа Пономарева уже больше 10 лет пыталась получить контроль над «Азмолом» – крупнейшим в Украине заводом по выпуску масел и смазок мощностью 300 тыс. тонн в год. И сделать это было решено не путем выкупа у государства контрольного пакета акций простаивающего предприятия, который ранее оценивался почти в 50 млн. долларов, а за счет скупки его долгов с существенным дисконтом и последующим выкупом активов завода на аукционе.
Так что не удивительно, что главный кредитор «Азмола» – упомянутая компания «Ультра ойл» – и стала покупателем имущества, направив большую часть потраченных денег самой себе. При этом связь «Ультра ойл» с «Агринолом» была очевидной, ведь их роднит наличие одного соучредителя, запорожской компании по управлению активами «Славутич-инвест». А «вишенкой на торте» является присутствие в учредителях ООО «Ультра-ойл» Александры Сирош-Касумовой – бывшей помощницы Пономарева.
После того, как «Азмол» был уведен из-под носа ФГИ, на свет в Бердянске появилось новое юрлицо с громким названием – «Азмол бритиш петрокемикалс», прозрачно намекающим на наличие у компании профильного инвестора из Туманного альбиона. Директор компании Михаил Тарасенко в интервью ТРК «Юг», связанной с Пономаревым, подтвердил, что действительно «есть иностранный инвестор, который готов поделиться новыми технологиями и интеллектуальной собственностью». Правда, назван он не был, но расследование «ОЛИГАРХА» ликвидировало этот пробел. При этом следы новых партнеров все равно привели к «Агринолу» и Пономереву.
ООО «Азмол бритиш петрокемикалс» с уставным фондом 200 тыс. гривен было основано в сентябре 2016 г. двумя нерезидентами Украины. 30% доля в компании досталась гражданину Великобритании, которого зовут Дикен Теренс Виллиам. Это малоизвестный британский химик из маленького городка Дадли, который управляет крошечной семейной смазочной компанией с громким названием Global Lubricants Limited. О масштабе этого бизнеса говорит тот факт, что уставный капитал Global Lubricants Limited составляет всего один фунт, а балансовая стоимость активов – около 2 тыс. фунтов.
Контрольная доля в ООО «Азмол бритиш петрокемикалс» оформлена на еще одного иностранца – гражданина Эстонии Павла Путилова. Он тоже имеет отношение к профильной отрасли. Как выяснил «ОЛИГАРХ», Путилов управляет зарегистрированной в Таллинне компанией Luboil. Которая, по «стечению обстоятельств», является эстонским дилером «Агринола». При этом уполномоченным представителем Путилова при учреждении «Азмол бритиш петрокемикалс» выступила жительница Запорожской области Елена Плющий, которая была юристом «Агринола».
Зачем группе Пономарева понадобилась такая запутанная схема? С одной стороны, наличие в составе формальных учредителей компании-преемника «Азмола» граждан Великобритании и входящей в ЕС Эстонии, да еще и с «новыми технологиями и интеллектуальной собственностью», может использоваться для повышения статуса продукции завода, которая не относилась к продукции высокого класса в глазах большинства потребителей. А во-вторых, «непричастность» к «Агринолу» и его основателям позволяет ООО «Азмол бритиш петрокемикалс» разыгрывать партии в тендерах со структурами Пономарева на правах «не связанного с ними конкурента».
Егор Кажанов«ОЛИГАРХ»