Почему глава Госфинмониторинга, которого обвинили в коррупции, не доверяет сбережения украинским банкам
Скандальное интервью интернет-изданию «Тема» бывшего нардепа от Партии регионов Александра Шепелева, который в 2014 г. сбежал в Россию после того, как был заподозрен в организации убийства, а также присвоении и растрате чужого имущества, «засветило» множество известных в Украине имен – как из прошлой, так и нынешней власти.
Среди них – экс-генпрокурор Виктор Пшонка и «серый кардинал» Партии регионов Юрий Иванющенко, а также нынешний генпрокурор Юрий Луценко и секретарь СНБО Александр Турчинов. По последнему Шепелев «проехался» с особым пристрастием, заявив ни много, ни мало о том, что он «лично выполнял его поручения», и «лично выводил для Турчинова миллионы в оффшоры». Вместе с ним досталось и еще одному видному представителю новой власти – занимающему должность главы Государственной службы финансового мониторинга Украины Игорю Черкасскому.
«Вы посмотрите, как Турчинов отреагировал на мои обвинения. Он обратился к руководителю Финмониторинга с просьбой расследовать мои, как он их назвал, «провокативные обвинения». А кто сегодня возглавляет Финмониторинг? Правильно, господин Игорь Черкасский. А кем работал Черкасский при Турчинове-первом вице-премьере? Правильно: тоже руководил Финмониторингом.
Черкасский был соучастником преступных схем по расхищению средств государственного бюджета Украины. Турчиновские фирмы-дыры, или фирмы-помойки работали под крышей украинского Финмониторинга. Как правило, действовали не больше месяца, после чего закрывались, а все документы уничтожались. Только после этого Финмониторинг выявлял уже не существующие «помойки», отправлял материалы в ГПУ – и концы в воду. Фирм нет, денег нет, документов нет, виновных нет… И за все это Черкасский получал долю, которая составляла десятки миллионов долларов» – заявил беглый экс-нардеп.
Игорь Черкасский, который никак не прокомментировал обвинения со стороны Шепелева, действительно имеет реноме человека, близкого к Турчинову. И это неудивительно, учитывая, что его политическая карьера стартовала в 2006 г. избранием его депутатом Киевского городского совета от блока Юлии Тимошенко, вторым человеком в котором был именно Турчинов.
Уже в 2007 г. Черкасский был избран депутатом Верховной Рады от БЮТ, а в феврале 2008 г., вскоре после того, как Юлия Тимошенко во второй раз возглавила Кабмин, а Турчинов стал первым вице-премьером, Черкасский возглавил Государственный комитет финансового мониторинга.
Президентство Януковича Черкасский «пересидел» на общественной работе, возглавляя общественную организацию «Фундація правових ініціатив». Его «звездный час» настал 1 марта 2014 г., всего через два дня после того, как избранный спикером Верховной Рады Александр Турчинов подписал постановление о назначении Арсения Яценюка главой Кабмина. По решению правительства, Черкасский снова возглавил Государственный комитет финансового мониторинга и руководит им до сих пор.
В декларации за 2015 г., опубликованной Черкасским в конце прошлого года, естественно, не указано наличие у него десятков миллионов долларов, о которых говорил Шепелев.
Впрочем, Черкасский является небедным человеком, хотя его главный источник дохода – зарплата чиновника – за 2015 г. составила менее 114 тыс. гривен. У него, согласно декларации, накоплено 580 тыс. долларов и 210 тыс. евро (почти 22 млн. гривен по нынешнему курсу). Самое смешное, что чиновник, руководящий финансовой разведкой Украины, не держит эти средства на счетах в государственных финучреждениях – Укрэксимбанке, Ощадбанке или Укргазбанке, а хранит их в «кэше», давая своеобразный «личный пример» инвесторам в украинский банковский сектор. В отличие от того же Турчинова, который примерно половину своих денег – около 760 тыс. долларов – разместил на депозите в Ощадбанке.
На фоне не доверяющего госбанкам главы финансовой разведки Украины выгодно выделяется его жена Наталья Черкасская, доходы которой от предпринимательской деятельности составили за 2015 год более 10 млн. гривен. При этом у супруги Игоря Черкасского налицо любовь к элитным авто – в ее собственности находятся целый автопарк элитных машин. Среди них – Infiniti QX 56, Mercedes-Benz G 63 AMG, Mercedes-Benz S 500, Mercedes-Benz R 350, Lincoln Navigator и Maserati Quattroporte.
«Да, все оформлено на жену, но покупал я. Я — еврей, у нас так принято: если зарабатываю деньги, то все в семью. Мне даже неудобно, что у нее такие старые машины, была бы возможность, купил бы новые» – пожаловался на жизнь по этому поводу в прошлом году Черкасский. На всякий случай добавив, что в дела жены он не лезет.
О бизнесе Натальи Черкасской известно не слишком много. Как выяснил «ОЛИГАРХ», она является частным предпринимателем с октября 2002 года (как раз в тот период ее муж ушел на госслужбу, став заместителем руководителя главного управления по вопросам судебной реформы, деятельности военных формирований и правоохранительных органов – заведующим отделом контроля по вопросам международного военно-технического сотрудничества Администрации Президента).
А основной вид ее деятельности – консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Кого именно и по каким вопросам консультирует жена главы Госфинмониторинга, доподлинно неизвестно.
Но круг потенциальных клиентов можно очертить, учитывая тот факт, что вместе с отцом Игоря Черкасского Наталья является учредителем обслуживающего кооператива «Золотоворотский» в Козине, где обитает семья финансового разведчика. А компанию в «Золотоворотском» ей составляют такие непростые люди, как, например, Борис Краснянский – управляющий директор Group DF «венского узника» Дмитрия Фирташа, и Иванна Никонова – жена экс-первого замглавы КГГА и крупного киевского застройщика Игоря Никонова.
Анна Антонова«ОЛИГАРХ»