Экономический инструмент российской власти окончательно скукожился на украинских просторах
Эпопея с начислением «Газпрому» небывалого штрафа стартовала в январе прошлого года. Тогда Антимонопольный комитет Украины уличил российскую компанию в злоупотреблении монопольным положением на рынке услуг по транзиту природного газа с помощью отечественных магистральных газопроводов. На этом основании «Газпрому» был выписан штраф размером 85,9 млрд грн. с предписанием «прекратить нарушение в течение двух месяцев». Но команда Алексея Миллера даже не пыталась уложиться в отведенный срок, поэтому по истечению двухмесячного периода размер санкций был удвоен и достиг 172 млрд гривен.
Для взыскания этой суммы юристы АМКУ обратились в суд, и с первого же выстрела попали в цель: 5 декабря иск был удовлетворен Хозяйственным судом Киева. Все последующие попытки «Газпрома» отменить это решение оказались безрезультатны: 22 февраля 2017 г. с вердиктом первой инстанции согласился Киевский апелляционный хозяйственный суд, а на днях к такому же выводу пришла последняя инстанция – Высший хозяйственный суд.
Таким образом, сейчас эстафетная палочка переходит в руки исполнительной службы, которая, руководствуясь постановлением «Вышки», может приступать к самой волнительной фазе: принудительному взысканию начисленного штрафа. Но наполнить этот процесс предметным смыслом не получится. Причина – отсутствие ликвидных активов у российской компании в Украине, с помощью которых можно было бы «перекрыть» хотя бы 1% от выписанных Антимонопольным комитетом санкций.
Так, по данным «ОЛИГАРХА», на сегодняшний день «Газпрому» принадлежат 5 украинских предприятий. Три из них полноценные «пустышки»: ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины», ООО «Газпромнефть Лубрикантс Украина» и ООО «Газпром сбыт Украина». Все они владеют только киевскими офисами. Четвертый актив – ПАО «Институт ЮжНИИгипрогаз» – недоступен украинской исполнительной службе потому, что находится в оккупированном Донецке. А пятый – ЧАО «Газтранзит» – не способен компенсировать и 1% от суммы начисленных санкций: стоимость основных активов этого предприятия, основанного для реализации проекта по наращиванию мощности магистрального газопровода «Ананьев–Тирасполь–Измаил» (проходит по территории Одесской области Украины и Молдовы) оценивается всего лишь в 400 млн гривен.
Таким образом, главным следствием действий государственной исполнительной службы будет не столько пополнение бюджета за счет взыскания и продажи активов, сколько окончательная «зачистка» «Газпрома» в Украине.
В контексте характера нынешних украинско-российских отношений процесс вытеснения с местного рынка газовой компании страны-агрессора можно было бы назвать справедливым. Но эффективность этого шага для Киева неоднозначна: в Москве уже вовсю разыгрывают старый сценарий обвинения Украины в посягательстве на так называемый транзитный газ, предназначенный для европейских потребителей. «У нас, кроме газа в трубе, нет никаких активов на территории Украины. Если вопрос будет ставиться именно таким образом, речь будет идти о фактическом отборе нашего газа, предназначенного для европейских потребителей», – заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»