«Вертолетная операция», проведенная Главной военной прокуратурой, может знаменовать собой финальный этап смены «крыши» крупнейших конвертационных центров страны
ГПУ нашла способ «отбелить» репутацию заместителя генерального прокурора Украины – главного военного прокурора Анатолия Матиоса. «Во исполнение приказа Генерального прокурора Украины № 306-вк от 12.07.17, руководство, следователи и прокуроры Главной военной прокуратуры прошли проверку на полиграфе.
Исследование проводилось по инициативе Главной военной прокуратуры с целью проверки и избежания коррупционных рисков, а также информационных манипуляций при расследовании уголовных производств, в частности, преступной организации под руководством бывшего министра доходов и сборов Украины А.Клименко, где суммы убытков государству достигают 96 млрд грн, а имущество 46 подозреваемых налоговиков арестованы судом на сумму около 1 млрд грн» – указали в ГПУ. По ее данным, проверку военных прокуроров (в том числе Матиоса) проводили специалисты контрразведки СБУ по стандартам партнерских спецслужб иностранных государств. «По результатам полиграфического исследования сведений, которые нуждались бы в реагировании со стороны правоохранительных органов, не установлено» – указано в сообщении ГПУ.
В этой новости, безусловно, прекрасно все – и формулировки, и сам посыл. Например, очень любопытно, что имеется в виду под фразой «сведения, которые нуждались бы в реагировании со стороны правоохранительных органов». Судя по последним сообщениям СМИ, очень похоже, что под этот критерий может подпадать информация о том, что кто-то из прокуроров не делится со своими высокими покровителями.
Ну и в принципе нельзя не учесть тот факт, что полиграф («детектор лжи») не в состоянии определить, врет человек или говорит правду – он лишь фиксирует физиологическую активность и изменения физических параметров испытуемого. По ним можно лишь определить, что у прокурора, скажем, участился пульс при ответе на вопрос, крышует ли он конвертационный центр. Но это может быть свидетельством и того, что он врет, и того, что само подозрение такого рода возмущает его как честного человека. Кроме того, существует множество техник хладнокровного поведения при прохождении теста на полиграфе, о которых все опытные правоохранители. И примеров успешного обхода таких тестов масса. Самый яркий из них – работавший на КГБ сотрудник ЦРУ Олдрич Эймс, в течение многих лет успешно проходивший проверку на «детекторе лжи».
Учитывая эти факты, успешная проверка Матиоса и его «молодой команды» не снимает появившимся к ним со стороны общественности массы вопросов. В том числе к юному заместителю Матиоса Дмитрию Борзых, который, надо понимать, также вошел в число проверенных. Борзых, начавший карьеру в Луганске, «пришел к успеху» еще в бытность главой ГПУ Виктора Пшонки. В 2013 г., будучи обличителем адвоката Юлии Тимошенко Сергея Власенко, он неосторожно засветился на суде с ручкой Montblanc Thomas Mann за 1,5 тыс. долларов.
А после Евромайдана подчиненный Пшонки пригодился новым обитателям здания на Резницкой. Его новым покровителем, судя по всему, стал Матиос, который был назначен главным военным прокурором 27 августа 2014 г. а уже через два дня увидел свет приказ о назначении Борзых начальником первого следственного отдела Главной военной прокуратуры. После этого исполнительный прокурор обзавелся подарочным пистолетом и, как писали СМИ, сумел арендовать дом в селе Лесники под Киевом площадью почти 400 кв.м. по неимоверно выгодной цене – менее 7 тыс. гривен в месяц.
Секрет молодого заместителя Матиоса, как указывают знающие люди, может быть достаточно прост. «Крышеванием конвертационных центров в зоне АТО и вокруг них занимались заместители Матиоса, такие как Константин Кулик и Дмитрий Борзых, люди Юрия Ударцова и Виктора Пшонки. Их назначение также является кадровыми просчетами главного военного прокурора, и я далек от мысли, что Анатолий Матиос из этого ничего не имел. Я не знаю, кого назначат вместо него (Матиоса), но надеюсь, что это будет не Кулик и не Борзых. Это два самых скандальных представителя военной прокуратуры, и их надо посадить в камеры к бойцам АТО» – указал луганский блоггер и бывший сотрудник прокуратуры Сергей Иванов.
В свете этих сведений рисуется достаточно любопытная картина: Матиос и его заместитель Борзых, которого называют опекуном конвертационных центров в зоне АТО, проводят одномоментную антикоррупционную операцию с обысками у высокопоставленных региональных налоговиков времен Януковича, их задержанием и доставкой вертолетами в Киев. «Происходит операция в отношении первых руководителей и их заместителей всех 15 областных управлений Министерства доходов и сборов на тот момент, так называемых государственных налоговых администраций, которые были прямо причастны к организации функционирования так называемых «налоговых площадок», в результате чего государство недополучило…97 млрд грн», – так описал «вертолетную операцию» Матиос.
Вскоре после этого появились сведения, что задержанным стали предлагать вступать в сделку со следствием – но отнюдь не бесплатно, а за определенную сумму вознаграждения, как самому военному прокурору, так и его подчиненным. Как стало известно из информации сообщества «Стоп Матиос» в социальной сети Facebook, за успешное заключение сделки прокуроры якобы требовали от 500 тыс. до 2 млн долларов.
«Некоторым из задержанных предлагают заплатить часть денег прокурорам, а часть денег для отвлечения внимания сознательной общественности — налоговики вроде бы должны компенсировать в государственный бюджет. За это им обещают условный срок. Если, конечно, они подпишут то, что написали прокуроры, а также укажут на других задержанных» — пишут в соцсетях.
На этом фоне мало кто обратил внимание, что до сих пор никто в ГПУ не отчитался о задержании распорядителей крупнейших конвертационных центров (их Матиос насчитал восемь), или хотя бы их менеджеров. В связи с чем появились предположения, что истинной целью «вертолетной операции», стартовавшей с помощью ныне отстраненного от обязанностей главы Государственной фискальной службы Роман Насирова (Матиос не скрывает, что именно он помог собрать данные о «конвертах»), была принудительная «смена ориентации» оставшихся бесконтрольными «налоговых площадок». С их последующим переходом под крыло новых кураторов, натренировавшихся на «конвертах» в зоне АТО и начавших подминать их под себя по всей Украине.
Николай Соколов«ОЛИГАРХ»