У скандала, появившегося с лёгкой руки The New York Times, опубликовавшей материал о вероятной продаже на “черном” рынке изготовленных (также вероятно) на украинском “Южмаше” ракетных двигателей, будут однозначно далекоидущие последствия.
Во-первых, слишком жива параллель с другим аналогичным скандалом с продажей “Кольчуг” Ираку – она не была доказана и качественно опровергнута, а история затухла сама по себе, оставив шрамы на украинско-американских отношениях. Во-вторых, благодаря накалившимся отношениям США и КНДР и, параллельно, ухудшающимся перспективам Дональда Трампа в Вашингтоне.
Второе дыхание “Кольчуг”
Предысторией может служить задержание и осуждение в мае 2012-го в Украине двух сотрудников торгпредставительства КНДР в Беларуси. Ли Тхэкиля и Рю Сонгчеля СБУ тогда обвинила в попытке получить доступ к гостайне: обоих “взяли” в Днепре, где те пытались сфотографировать документацию от одного из сотрудников “Южмаша” – его роль тогда сыграл сотрудник СБУ, куда передали сигнал от корейцев.
В марте-апреле 2017-го, когда любые намеки на потепление отношений с Вашингтоном уже катились в пропасть, КНДР произвела ряд ракетных пусков – их падение фиксировали Токио и Сеул. Однако 29 мая Гостелевидение Северной Кореи обнародовало пропагандистскую запись о “мощи армии КНДР” с фрагментом – стартом ракеты класса “земля-воздух”. Что именно за ракету пустили в КНДР (и тип двигателя – RD-250), установил специалист по ракетным вопросам Международного института стратегический исследований Майкл Эллеман – на его публикацию и ссылается The New York Times. В статье говорится: успех ракетной программы КНДР “не в последнюю очередь стал возможен благодаря предполагаемой покупке двигателей с завода Украины, имеющего связи с российской промышленностью”. Эллеман предполагает, что сделка, даже после провала операции в 2012-м, якобы, могла состояться позднее на черном рынке.
Реакция власти была привычно отрицательной. Секретарь СНБО Александр Турчинов опроверг возможность сделки. “Считаем, что эта антиукраинская кампания спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия участия в северокорейских ядерных и ракетных программах”, – предсказуемо обвинил Турчинов “руку Кремля”. “Южмаш”, входящий в Национальное космическое агентство (известное медленной реакцией), ответил подозрительно быстро: факты публикации “не соответствуют действительности”, завод не имеет отношения к любым ракетным программам КНДР, более того, в годы независимости он не выпускал военных ракет или комплексов. А единственный серийный двигатель на экспорт поставлял в Италию – и не RD-250, обнаруженный экспертом, а RD-843 (космический двигатель, в ракетах работать не может).
Впрочем, последствия для Украины будут негативными вне зависимости от того, был ли “Южмаш” задействован в продаже чертежей на “черном рынке”, или КНДР получили их из другой страны.
“Понимая, какой вес у “северокорейского вопроса” в США и мире, несложно спрогнозировать, что любые данные, свидетельствующие о прямом или косвенном участии Украины в северокорейском “ракетном чуде” последних месяцев, будут иметь разрушительные последствия для международного положения Украины”, – поделился соображениями директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко. Также понятно, что, несмотря на активное проукраинское лобби в Конгрессе, ещё не закрыт вопрос с вмешательством Киева в выборы – эту карту не менее активно разыгрывают против Трампа его политические оппоненты. Тут единственное, чего “не хватало” Киеву для размывания неловкой для него ситуации, – это вляпаться в новый громкий скандал с продажей ракетных двигателей КНДР.
Показательно, что на середину августа назначена встреча спецпредставителя США по урегулированию украинского кризиса, Курта Волкера, с помпрезидента РФ Владиславом Сурковым. “Встреча пройдет в ближайшие дни и, надеюсь, информационная раскрутка темы в Вашингтоне ещё не произойдёт – обсуждать её они не будут. В противном случае это очередной козырь для РФ: “видите, а вы им собираетесь дать летальное оружие”, – сказал “ОЛИГАРХУ” собеседник, близкий к АП. РФ, действительно, ухватилась за информповод и активно раскручивает его на главных ресурсах (появляются пассажи вроде “не продам, так передам” или “все следы ведут на Южмаш”).
В АП, по данным “ОЛИГАРХА”, провели экстренное совещание по контрмерам. Решено было пояснить для начала внутреннему потребителю, почему возник скандал. Посылы таковы:
– Скандал “умрёт”, как и в случае с “Кольчугами”.
– Украину “подставила” РФ (у которой вообще общая граница с КНДР).
– Причина появления публикации – журналисты, которые не могли пройти мимо скандальной темы на фоне обострения с КНДР.
– Украине поможет её лобби в Конгрессе
Скандал нешуточный, на его фоне “Кольчуги”, которых не нашли в Ираке, выглядят игрушками. Странное совпадение: в 2001-2004 гг., в разгар кризиса, замом посла США в Украине работала нынешняя представитель Госдепа Мари Йованович. Оба скандала действительно сходны: в апреле 2002 года США заинтересовались одной из пленок Мельниченко, на которой Леонид Кучма, якобы, давал главе “Укрспецэкспорта” Валерию Малеву “добро” на поставки систем раннего предупреждения «Кольчуга» в Ирак. Запись признали аутентичной в ФБР. Киев так же, как сейчас, опровергал все обвинения – даже слова те же: “Украина готова предоставить всю документацию… открыта для проверок”.
В ответ Вашингтоном был обещан “пересмотр политики в отношении Украины, в частности Леонида Кучмы” (тогдашний спикер Госдепа Ричард Баучер). Группа экспертов из США и Британии облазила все закоулки “Укрспецэкспорта” и оборонных заводов – и, вопреки ожиданиям, пришла к выводу: Киев не дал доказательств, что сделки не было. “Потерялись” четыре комплекса. В результате Кучма стал де-факто нерукопожатным: например, на саммите НАТО лидеров США и Британии специально отсадили от Кучмы.
Моментом истины станут учения США на территории Южной Кореи, которые начнутся 21 августа. И велик риск, что именно они станут спичкой, которую поднесут к северокорейской бомбе: КНДР уже пригрозила запустить 4 баллистические ракеты по американскому острову Гуам.
Говорят и показывают радары
Ещё один акцент, явно затрагивающий интересы Украины, – представление президентом РФ в Госдуму проекта закона, который позволит России использовать ПВО на границах Беларуси. С одной стороны, это – типовой дипломатический документ. Первый “пограничный” протокол в рамках Союзного государства РФ-Беларусь приняли ещё в 2009-м (подписали лишь в 2016 году), но в РФ сменилось наименование войск: вместо ВВС РФ теперь “Военно-космические силы”, а любые правки требуют дополнительной ратификации, что и предложено сделать Думе. С другой стороны, изменения касаются понятийного аппарата. В частности, слова “угрожаемый период” в тексте документа заменили на “период непосредственной угрозы агрессии”, в случае наступления которой (касается ли это военно-политического обострения, или просто проведения учений близ границ Беларуси или РФ) все ПВО переподчиняются Единому командному центру с базированием в России.
Теперь о практическом применении закона. В ближайшее время РФ проведёт в Беларуси военные учения “Запад-2017″ с участием сводной группировки в 13 тыс человек. В противовес США организовывают собственные учения на украинской территории, «Рапид-2017». Контингент меньше (до 5 тыс солдат), зато больше огневая мощь — 6 боевых самолетов, 10 боевых вертолетов. «Именно учения и могут быть первопричиной для ратификации Госдумой протокола — РФ показывает возможности для защиты. А внутри Украины тему использовали для внутриполитического манипулирования”, – поясняет политолог Руслан Бортник.
Тема, действительно, активно раскручивалась в течение всех выходных. Экс-участник Трехсторонней контактной группы Роман Бессмертный обвинил РФ в “ползучей аннексии Беларуси”, схожие посылы прозвучали от нынешнего участника этой группы, Евгения Марчука (он, правда, добавил: хронология рассмотрения и принятия “пограничного” документа соответствует периодам затишья после внешнеполитических обострений в РФ). Заверение президента Беларуси Александра Лукашенко в том, что территория его страны “никогда не станет плацдармом для агрессии в отношении Украины” подверглась многочисленным уничижительным комментариям.
Но есть ли реальная опасность для Украины? Эксперты дают разные ответы. Оптимистичный взгляд таков: ВВС Беларуси (именно они изначально будут задействованы в случае, если, например, чужое воздушное судно пересечет границу, или понадобится предотвратить иное вмешательство) оснащены устаревшей техникой. Этот факт РФ использовала до 2016 года, чтобы склонить Минск к размещению на его территории своей военной базы. С другой стороны, в июне, на авиашоу Ле Бурже-2017, Беларусь подписала с РФ контракт на покупку партии истребителей Су-30СМ, это машины 4-го поколения (считаются относительно современными) – следовательно, проект по размещению российского контингента свернут. Также это значит, что до начала поставок самолеты Беларуси не имеют возможности нанесения ракетно-бомбовых ударов по чужой территории (могут “работать” исключительно в воздухе).
Взгляд пессимистов обращён в ближайшее будущее. Дело в том, что РФ “обкатала” в Сирии современные модификации зенитно-ракетных комплексов С300 (а также, по неподтверждённым данным, выгнала “в поле” наиболее современный комплекс С-400). Последний способен “простреливать” небо в радиусе 600 км – если разместить один такой комплекс в “языке” Полесского заповедника близ ЧАЭС, выдающегося в сторону Украины, можно контролировать большую часть территории нашей страны, вплоть до Одессы и Белгород-Днестровского.
Маневры Луценко
Старт осеннего сезона будет однозначно непростым и без внешнеполитических сенсаций. Как бы продолжая (и подтверждая) информацию “ОЛИГАРХА” о формировании союза между Владимиром Гройсманом и Арсением Яценюком, появились новые данные – о верстке нового формата объединения между БПП и НФ. На сей раз переговоры идут о создании проекта, ключевыми исполнителями и публичными лицами в котором будут Генпрокурор Юрий Луценко и секретарь Совбеза Александр Турчинов. Первый в союзе будет играть главную роль, будучи представителем доминирующей БПП. Его функция – громкая пиар-активность плюс информационное прикрытие (обоснование целей) нового проекта. Александр Турчинов будет заниматься логистическими процессами (штабная работа, организация финансирования, взаимодействие с регионами и другими силами).
По данным политолога Алексея Якубина, сейчас идет речь о принципах формирования списка. Народный фронт хотел бы получить 30% мандатов на следующих (пока, по плану, очередных) выборах. БПП, по-видимому, оценивает электоральные перспективы “фронтовиков” гораздо хуже – во всяком случае, по данным “ОЛИГАРХА”, им отводят куда менее серьезный процент.
Суммарно, по оценкам экспертов, проект сможет набрать порядка 15% (при этом рейтинг “НФ”, который сейчас колеблется в пределах 1% – на чём отдельно акцентируют внимание в БПП в ходе торгов) не окажет сколь-либо серьёзного влияния на итоговый результат. “В НФ слишком много сбитых лётчиков. Если брать их в новый проект – и если этот проект вообще выгорит, ведь там всё вилами на воде – то прятать в самую дремучую часть списка, чтоб не отсвечивали”, – анонимно поделился соображениями один из депутатов от БПП, отдельно подчеркнув, что речь не идёт о досрочных выборах, а лишь о формировании “раскладов” перед штатной кампанией-2019.
Против объединения говорят несколько факторов. Во-первых, Турчинов близок к главе МВД Арсену Авакову, и a priori не будет послушным исполнителем. Достаточно вспомнить последние заявления секретаря Совбеза – сравнение РФ с КНДР (прекрасно резонирует с “ракетным” скандалом), визах для граждан РФ (на заседании Совбеза была принята смягчённая версия – “биометрический контроль”), наконец, о законе, сменяющем формат проведения АТО. Последнее, де-факто, подставило Петра Порошенко перед визитом в США и заставило экстренно брать ситуацию под контроль.
В свою очередь, Юрий Луценко сейчас играет в ситуативном союзе с частью окружения президента, близкой к Игорю Кононенко. Об этом говорит слаженная позиция в войне на стороне Минтранса в конфликте “Омелян – Балчун” (читай: Гройсман). “Это игра “Старой гвардии” против “Новых винницких”, всё из-за ревности к Гройсману, который начал перетягивать на себя одеяло реформ и медийного внимания”, – пояснил “ОЛИГАРХУ” Якубин. Учитывая формирование союза “Гройсман-Яценюк”, можно говорить о существенных разногласиях в Народном Фронте – он оказывается разрозненным между несколькими проектами. Впрочем, не исключено, что происходящее является частью политического торга, в котором как Арсений Яценюк, так и Арсен Аваков большие мастера.
Сергей Медведь«ОЛИГАРХ»