Полтавский ГОК, находящийся под контролем нардепа Константина Жеваго, не смог выбить из банка «Финансы и кредит» почти 4 млрд гривен
В конце октября хозяйственный суд Киева после почти годичного рассмотрения иска Полтавского горно-обогатительного комбината к Фонду гарантирования вкладов физических лиц и его уполномоченному лицу в банке «Финансы и кредит», вынес решение полностью отклонить его. Процесс затянулся из-за решения суда в декабре прошлого года провести судебно-экономическую экспертизу, которая длилась почти 9 месяцев, и на время проведения которой производство по делу было остановлено.
Такая пауза была на руку ФГВФЛ, тем более, что все расходы на проведение экспертизы были возложены на истца. Ведь на кону стоял очень существенный куш, которые Полтавский ГОК требовал от банка «Финансы и кредит». В частности, комбинат в своем иске требовал акцептовать его требования к банку на сумму 3,92 млрд гривен и включить его в седьмую очередь реестра кредиторов, в котором числятся юрлица-вкладчики банка, не являющиеся его связанными лицами. Тогда как сейчас он числится в девятой очереди с требованиями на 485 млн гривен, вместе с другими аффилированными компаниями из орбиты Константина Жеваго.
Как уже писал «ОЛИГАРХ», банк «Финансы и кредит» был главным финансово-расчетным центром одноименной группы, созданной Константином Жеваго. В нее же входил и подконтрольный ему через компанию Ferrexpo Полтавский ГОК. При этом и банк, и горно-обогатительный комбинат, в отличие от большинства предприятий Жеваго, не стеснялись признавать его своим официальным бенефициаром. Что в итоге и привело к его поражению в суде.
В сентябре 2015 года правление НБУ приняло постановление № 612 «Об отнесении Банка «Финансы и Кредит» к категории неплатежеспособных».
«Жеваго была дана возможность реструктуризации. И он ее делал-делал, но мало сделал. С учетом того массива проблем, которые ему надо было расчистить, трех лет ему было бы недостаточно. Ему надо было делать все намного быстрее. Надо было хоть что-то продать из своих бизнесов, чтобы капитализировать банк. Но он не захотел. Хотя ему год говорили, что потока его дивидендов не хватит на погашение инсайда, продавайте! Ведь если вы построили свой бизнес на 16 млрд денег «физиков», на 6 млрд денег НБУ, на 3 млрд денег других юридических лиц, то рано или поздно надо их отдавать» – так описывала причину крушения банка «Финансы и кредит» в октябре 2015 года глава НБУ Валерия Гонтарева.
В тот момент Фонд гарантирования вкладов уже начал «стричь» депозиты структур Жеваго в его банке, и больше других под раздачу попал как раз Полтавский ГОК. На момент введения временной администрации в банк на депозитном счете комбината находилось более 140 млн долларов. Из которых 130 млн долларов было отправлено на транзитный счет и списано в счет просроченной задолженности перед банком группы предприятий, поручителем которых выступил Полтавский ГОК в 2015 году. В этот список вошли Стахановский завод технического углерода, «Укрэнергосбыт», «АвтоКраз», Стахановский вагоностроительный завод, Кременчугский кожзавод, «Восток Руда» и ряд других структур. Все они, как и их поручитель, также считались частью группы «Финансы и Кредит» Константина Жеваго. Которому еще предстоит лично отбиться от Национального банка Украины, предъявившего Жеваго как персональному поручителю банка «Финансы и Кредит» иск на сумму более 1,5 млрд гривен. Слушания в рамках этого дела, по сведениям «ОЛИГАРХА», состоятся в декабре этого года в Шевченковском районном суде Киева.
Егор Кажанов«ОЛИГАРХ»