Задолжавший миллиардные суммы кредиторам владелец Lauffer Александр Лещинский передал хлебные активы своему экс-партнеру по бизнесу Ринату Ахметову
«Стратегия развития Lauffer была и остается одна – стать лидером в своей нише», – говорил в 2013 году Александр Лещинский – бывший нардеп от Партии регионов, начинавший бизнес-карьеру в 90-х в Донецке вместе с Ринатом Ахметовым. По его словам, его компания Lauffer стала крупнейшим в СНГ и Восточной Европе производителем хлеба и пшеничной муки, скупив активы конкурентов на заемные средства. С 2011 года крупнейшим кредитором группы стал государственный Ощадбанк, который выдал группе Лещинского (главные управляющие украинские компании – «Урожай» и ТД «Золотой Урожай») кредит на 700 млн грн. Весной 2014 года Lauffer перестал обслуживать долг, который на сегодняшний день превысил 2 млрд грн, включая пеню и проценты.
У Лещинского заявили, что потеряли активы якобы на 2,5 млрд грн из-за аннексии Крыма, а также оккупации Донбасса. В АРК Lauffer владел холдингом «Крымхлеб» и Симферопольским комбинатом хлебопродуктов, которые в 2014 г. были национализированы самопровозглашенными властями Крыма «с целью обеспечения продовольственной безопасности». А на Донбассе Лещинский контролировал два десятка хлебозаводов, объединенных в ассоциации «Донбассхлеб».
Когда Ощадбанк попытался начать взыскивать долг, оказалась, что большинство залогов оказались недоступными – либо на Донбассе, либо в Крыму. Ликвидными активами, фигурирующих в залоге по кредитам, оказались разве что Уманский консервный комбинат и Славянский масложиркомбинат. В прошлом году госбанк попытался получить контроль над обоими предприятиями, в ответ на это компания Лещинского обвинила его в рейдерстве.
Основную часть требований – 1,65 млрд грн – Ощадбанк предъявил к головной компании группы Лещинского ТД «Золотой Урожай» в ходе ее банкротства. В 2015 году банк добился от Запорожского хозсуда признания его главным кредитором. Однако победой это решение можно было признать лишь на бумаге: обеспеченные залогом активы составляли менее 1 млн грн, а большую часть узаконенного долга суд отнес к четвертой очереди.
Ощадбанк добился отмены решений по поводу того, что его требования поставили в последнюю очередь, и Высший хозсуд в декабре 2015 года отправил дело на новое рассмотрение. Однако, повторно рассмотрев спор, Запорожский и Донецкий апеляционный хозсуды в этот раз убедили в своей правоте «вышку», которая согласилась с тем, что раз «Золотой Урожай» не получал деньги напрямую, а выступал только поручителем перед другими предприятиями группы, то долг Ощадбанка не является первостепенным. Этот вердикт в августе 2016 года де-факто поставил точку в попытках Ощадбанка вернуть большую часть денег, которые задолжали ему компании Лещинского.
Вторым тревожным звоночком для Ощадбанка стало заключение договоренности между компаниями Лещинского со структурами Рината Ахметова, с которым Лещинский вместе владел некоторыми предприятиями на Донбассе. «Мы с Сашей начинали дорогу в бизнесе, – написал Ахметов изданию «Форбс-Украина» в 2013 году – Очень умный и амбициозный человек. И сегодня у нас с ним хорошие отношения».
В разгар скандала с Ощадбанком и арестом части активов хлебного холдинга, с апреля 2014 года по декабрь 2016 года Первый украинский международный банк, принадлежащий Ахметову, выдал кредитов предприятиям группы Лещинского почти на 900 млн грн. В апреле 2017 года ПУМБ потребовал их досрочно вернуть, а в октябре 2017 года переуступил долг финансовой компании «БРАВО».
Как выяснил «ОЛИГАРХ», ФК «БРАВО» обратила взыскание на заложенное имущество в течении октября-ноября. Речь идет об активах холдинга «Донбассхлеб» (объединяет хлебозаводы на Востоке Украины), хлебозаводе «Салтовский» (Харьков), агрохолдинге «Агро-Весна» и ряде других.
По бумагам ФК «БРАВО» принадлежит Анфисе Билокуровой, известной в качестве менеджера ООО «Эста холдинг» Рината Ахметова, и в 2010-2011 руководившей ОАО «Киевский центральный универмаг» (заняла эту должность после покупки ЦУМа компаниями Ахметова у семьи экс-министра промышленности Украины Валерия Мазура).
Таким образом, пока Ощадбанк пытается понять, когда он сможет рассчитывать на возврат почти 2 млрд грн, структуры Ахметова получили ключевые ликвидные активы хлебного холдинга Лещинского. В этой ситуации Ощадбанк мог бы апеллировать к правоохранителям, тем более, что те с 2016 года начали активно расследовать кредитные взаимоотношения госбанка и группы Лещинского в рамках соответствующего уголовного производства под №12014050510003653. Впрочем, судя по последним событиям, это дело в ведении Главного следственного управления Национальной полиции Украины медленно разваливается в суде.
Владислав Боровиков«ОЛИГАРХ»