Канадская компания прекратила сотрудничество с Украиной по запуску телекоммуникационного спутника из-за исчезновения 8 миллионов долларов в оффшорах. Об этом “ОЛИГАРХ” узнал из сообщения Громадського.
В мае 2010 года государственное предприятие Укркосмос и канадская компания MDA подписали контракт по созданию первого украинского телекоммуникационного спутника “Лыбидь”.
С момента подписания контракта с канадцами прошло 7 лет, однако до сих пор украинский спутник на орбиту так и не вышел.
“Его задумывали еще для того, чтобы пропустить через него весь трафик телеканалов во время “Евро 2012″. Этот спутник не только позволил бы пользоваться украинским каналам ресурсом украинского аппарата, но и продавать часть ресурса”, – рассказывает Павел Дегтяренко, глава Государственного космического агентства.
Канадцы должны были изготовить спутник для Укркосмоса, после чего спутник “Лыбидь” на украинском ракете “Зенит” должен был выйти на орбиту с космодрома Байконур.
Финансировала проект канадское экспортная агентство EDC, которая выдала Украине кредит в размере 292 миллиона долларов под гарантии украинского правительства.
“Несмотря на то, что спутник уже сделан, он 2 года находится на хранении, мы не можем осуществить пуск. Мы потеряли время. Мы потеряли рынок, затормозили развитие телекоммуникационного спутника”, – рассказывает Эдуард Кузнецов, работающий в Государственном космическом агентстве.
Причина, почему спутник так и не вышел на орбиту – в нежелании канадской компании MDA продолжать работу над проектом.
“MDA, которая является подрядчиком по разработке и запуске этого космического аппарата, заявила о выходе из проекта 7 сентября. В течение этого времени мы провели ряд усилий и на правительственном уровне, и на уровне космического агентства, чтобы вернуть MDA к проекту. Сейчас они не согласны”, – рассказал Дегтяренко.
Почему MDA решило выйти из проекта, пояснил бывший председатель Государственного космического агентства Любомир Сабадош:
“Реально, была проблема – утраченные деньги на Кипре … Средства, взятые под государственные гарантии Украины, в Канаде двигались через финансового посредника. Именно это, по моему мнению, и по мнению специалистов, было основной причиной провала проекта и отсутствия старта в 2012 году”, – объясняет Сабадош.
Деньги, о которых говорит экс-глава космического агентства – это 8 миллионов долларов США, которые потеряла сейшельская компания-посредник Briklin Limited.
Фирма с Сейшельских островов появилась в проекте в 2011 году по инициативе украинской стороны.
Сейшельский оффшор стал посредником между канадской стороной и украинским предприятием Южмаш.
Последнее должно было построить ракету-носитель “Зенит” для вывода спутника на орбиту.
Однако часть канадских денег, а именно 8 миллионов долларов, которые сейшельская компания должна была передать Южмаша, исчезла.
Поэтому достройка ракеты остановилась.
“Утраченные деньги на Кипре не дали возможности нашему предприятию Юго-машиностроительному заводу построить ракету и поставить ее на космодром Байконур, чтобы спутник был выведен на запланированную орбиту”, – добавляет Сабадош.
О том, откуда в проекте взялся сейшельский посредник, спросили и действующего председателя Государственного космического агентства Павла Дегтяренко.
“Я себе этот вопрос задаю все 2 с лишним месяца моего пребывания в должности председателя Космического агентства. Ответа у меня пока нет”.
Работу над проектом тогда поручили Михаилу Гриншпону – бизнесмену со скандальным прошлым.
В 2000-х он успел побывать советником министра обороны Украины Кузьмука, а также советником председателя космического агентства, ныне покойного Александра Зинченко.
Появление Михаила Гриншпона вызвало неоднозначную реакцию работников агентства, ведь многие сомневались в его профессионализме и осведомленности в космической отрасли.
По информации Слідство.Інфо, в период работы в Космическом агентстве Украины, именно Гриншпон имел отношение к Сейшельским оффшорам, где исчезли деньги для ракеты-носителя. Сам бизнесмен этого не отрицает:
“Да, компанией Briklin Limited я полностью руководил. Помните, на Кипре, когда банки все накрылись? И официально все там. Мы же нанимали аналитиков”, – сказал Гриншпон.
На вопрос, можно ли было напрямую деньги перечислить, бизнесмен ответил:
“Можно было. Но в 2008 году, когда готовился тендер… ты же понимаешь, что Украина – это большой рынок. Не хотели, чтобы у нас был свой спутник. Было много препятствий”, – заявил он.
Сделкой с пропавшими миллионами, наконец, занялось Национальное антикоррупционное бюро.
Как сообщалось ранее, Филатов задекларировал билет в космос и акции облэнерго
Павел Полтавченко«ОЛИГАРХ»