«Смотрящий» за угольной отраслью, скупивший токсичные активы Александра Януковича, стал клиентом НАБУ
На энергетическом рынке Украины разгорелся новый скандал: Национальное антикоррупционное бюро взялось за куратора государственного угольного сектора Виталия Кропачева. Проведенный в офисе бизнесмена обыск может поднять целый пласт коммерческих схем в углепроме, и тем самым повлечь за собой роковые последствия как для самого бизнесмена, так и его влиятельных покровителей, главным среди которых считается армейский товарищ Петра Порошенко Игорь Кононенко.
Детективы НАБУ начали отработку Виталия Кропачева с обыска его офиса в центре Киева по ул. Богдана Хмельницкого, 26. Но этим зданием активность подопечных Артема Сытника не ограничится. Как стало известно «ОЛИГАРХУ», в определении суда, на основании которого и действует НАБУ, также предусмотрена возможность проведения обысков в его двух личных автомобилях Mercedes и частного дома в пригороде Киева – селе Петропавловская Борщаговка.
Формальный повод для ковровой бомбардировки Кропачева идеален. Сейчас детективы заняты расследованием уголовного производства, фигурантами которого являются близкие к торезскому бизнесмену компании «Триалтрейд», «Донэнергоэкспорт» и «Универсалинвестстрой». Последние ранее засветились в качестве прокладок, использовавшихся для поставок оборудования скандально известному ГП «Селидовуголь».
Прямо доказать отношение Виталия Кропачева к этим фирмам невозможно, поскольку все они зарегистрированы на подставных физических лиц из Донецкой области. Но, по данным источника «ОЛИГАРХА» в бюро, «Триалтрейд», «Донэнергоэкспорт» и «Универсалинвестстрой» подавали финансовую отчетность в ГФС с одного IP-адреса, который привел следователей как раз на ул. Богдана Хмельницкого, 26. И есть основания предполагать, что в этом офисе будут найдены подтверждения предположений детективов о нарушениях законодательства при продаже тройкой этих компаний горно-шахтного оборудования государственным шахтам.
Пока Кропачев не является фигурантом расследуемого НАБУ уголовного производства. Тем не менее, начатый командой Артема Сытника процесс имеет все шансы привести к грандиозным изменениям на угольном рынке.
В пользу этого прогноза говорит то, что летом прошлого года НАБУ проводило обыск в неофициальном офисе в бизнес-центре «Парус» бывшего «смотрящего» за углепромом Сергея Тригубенко, после которого тот не только отказался от попыток вернуться в этот бизнес, но и сдал позиции на самом ликвидном угледобывающем госпредприятии – шахте «Краснолиманской».
Кроме того, совершено очевидно, что выемка документов во всем здании, а не в отдельных офисах, ставит целью получение максимального числа документов, способных пролить свет и на другие схемы. Фигурантом которых вполне может стать Кропачев. Если это произойдет, куратор ТЭК, которым считается первый заместитель главы фракции БПП Игорь Кононенко, вполне может назначить нового «смотрящего».
В свое время именно так произошло с вышеупомянутым Тригубенко, в каденцию которого разгорелся скандал с поставкой угля с оккупированного Донбасса под видом южно-африканского. Так что сейчас Виталий Кропачев как никогда близок к потере влияния в отрасли. На его группе, сформированной из бывших активов старшего сына беглого президента Виктора Януковича Александра, это может сказаться самым негативным образом.
Первыми на себе это ощутят углеобогатительные фабрики «Комсомольская», «Украина» и «Россия», услугами которых в последнее время особенно активно пользовались госшахты. Но что для Кропачева «смерть», для других хорошо. В выигрыше от его низвержения могут оказаться сразу два лагеря. Первый представлен главой Минэнерго Игорем Насаликом, с которым Кропачев последние пару лет находится в латентном конфликте. Второй – группой ДТЭК: с Ринатом Ахметовым Кропачев не поделил нишу поставок угля на государственное «Центрэнерго», из-за чего сейчас самый богатый владелец украинского паспорта недополучает миллионы.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»