Банк «Финансы и кредит» добился права стать кредитором структур, не чуждых скандальному экс-владельцу банка «Михайловский» Виктору Полищуку, которые задолжали ему более 3 млрд грн. Проблема только в том, все должники давно стали «пустышками».
В 2010-2015 годах банк «Финансы и кредит», принадлежавший в то время бизнесмену Константину Жеваго, прокредитовал близкие к экс-собственнику банка «Михайловский» и бизнес-центра «Гулливер» Виктору Полищуку компании почти на 3,5 млрд грн. С декабря 2015 года «Финансы и кредит» пребывает в процессе ликвидации, поэтому отношения с заемщиками – компаниями «Вояж-Т», «Арттехно-Л» и «НАТ ГАЗ 2007» – стали головной болью Фонда гарантирования вкладов физлиц.
В 2016 года тройка этих фирм затеяла процесс самобанкротства. Во второй половине 2017 года суд утвердил реестр требований кредиторов «НАТ ГАЗ 2007» на 838 млн грн, из которых 643 млн грн пришлась на ООО «Вояж Т», а на банк – 172 млн грн. Структура утвержденных судом требований кредиторов к «Арттехно-Л» выглядит так: «Финансы и кредит» – 2,1 млрд грн, «Вояж Т» – 469 млн грн. Сам «Вояж Т» должен кредиторам 3 млрд грн: у банка право требования на 2,1 млрд грн, а еще 864 млн компания задолжала упомянутому ООО «Арттехно-Л». Но несколько недель назад новым кредитором вместо последней компании, как выяснил “ОЛИГАРХ”, стала киевлянка Надежда Пелых, которая якобы выкупила их на аукционе в конце прошлого года. Как выяснил «ОЛИГАРХ», Пелых – 72-летняя пенсионерка с Березняков, работавшая в Детской поликлинике №1 Днепровского района Киева. Как она умудрилась накопить достаточное для такой сделки количество средств, остается загадкой.
Таким образом, банк «Финансы и кредит» суммарно претендует на статус главного кредитора всех фирм. Однако это ничего ему не дает. По сведениям «ОЛИГАРХА», у всех упомянутых фирм кредиты не обеспечены залогом. Прокуратура расследует уголовное производство №42016000000000904 от апреля 2016 года, указывая, что менеджмент банка «Финансы и кредит» заключал с фирмами из орбиты Виктора Полищука непокрытые кредитные договоры, по которым потом проводились факторинговые операции, маскирующие неплатежеспособность фирм-заемщиков. Например, долг в $44,9 млн «Арттехно-Л» перед банком обеспечивали имущественные права этой фирмы на будущую поставку товара.
Все, что было в активах фирм из реального залога – 104 земельных участка в Киевской области суммарной площадью 38,2 га, которые заложила компания «НАТ ГАЗ 2007». Но даже эти наделы не сильно помогут банку. В декабре 2016 года он выиграл Хозсуд Киева, который обязал вернуть ему этот предмет залога. Однако 12 февраля 2018 года Киевский апелляционный суд отменил это постановление, поскольку к моменту начала спора о взыскании участков «НАТ ГАЗ 2007» уже находился в процедуре банкротства и на тот момент действовал мораторий на принудительное взыскание залогов, поэтому банк может получить свое только в рамках процедуры банкротства. И когда в конце 2017 года был утвержден реестр требований кредиторов «НАТ ГАЗ 2007», эти 38,2 гектара были внесены в реестр отдельной очередью, однако в рамках оценочной суммы всего 21 млн грн.
Почему банк «Финансы и кредит» так безрассудно кредитовал фирмы Полищука и остался в итоге у разбитого корыта, до сих пор толком не понятно. Возможно, причина в общих бизнес-интересах.
Еще в середине минувшего десятилетия экс-партнер Жеваго по группе «Финансы и кредит» Сергей Веселов, экс-члены набсовета холдинговой компании «АвтоКраз» (входила в группу «Финансы и кредит») Виталий Шестаков и Лидия Сызранова брали займы в родном банке для участия в проекте строительства БЦ «Гулливер» в центре Киева, который позже полностью перешел под контроль структур Полищука и сейчас находится в залоге у Ощадбанка.
На каких условиях бизнес-центр оказался у Полищука во время правления Виктора Януковича, достоверно не известно, но в таком ракурсе фактически безвозмездное кредитование в это время его фирм банком «Финансы и кредит» выглядит как завуалированная часть большой сделки. Сам же Константин Жеваго пытается абстрагироваться от всей этой истории и явно имеет зуб на Полищука. «Менеджмент, который сбежал: Хлывнюк [Владимир Хлывнюк, экс-председатель правления банка] в частности. Он сбежал в марте 2015 года. Почему? Потому что выяснилось, что были выданы мошеннические кредиты. В частности, кредит на $ 120 млн с процентами в адрес афериста Полищука (Виктор Полищук, экс-владелец банка Михайловский)», – в сердцах заявил Жеваго в интервью журналу «Новое время», опубликованном 13 февраля.
Владислав Боровиков«ОЛИГАРХ»