Лидер «Батькивщины» начала войну против концерна «Ядерное топливо». Со стороны это похоже на услугу «фронтовому» клиенту НАБУ Николаю Мартыненко
Экс-премьер-министр Украины Юлия Тимошенко проявила политическую «радиоактивность». 16 марта спикер Верховной Рады Андрей Парубий направил действующему премьеру Владимиру Гройсману депутатский запрос Тимошенко с красноречивым названием «О принятии неотложных мер с целью преодоления кризисных явлений в деятельности государственного предприятия «Восточный горно-обогатительный комбинат» и защиты трудовых прав работников Смолинской, Ингульской и Новоконстантиновской шахт». Именно, последние, по данным Тимошенко, обратились к ней с просьбой повлиять на ситуацию вокруг Восточного ГОКа – единственного в Украине добытчика урановой руды и производителя уранового концентрата. При этом посылы, которые делает Тимошенко, заставляют полагать, что инициаторами этого процесса являются более высокопоставленные персоны, недовольные деятельностью государственного концерна «Ядерное топливо», в состав которого входит Восточный ГОК.
«Вмешательство в хозяйственную деятельность ГП «Восточный ГОК» государственного концерна «Ядерное топливо» в лице генерального директора (Сергея Дробота – «ОЛИГАРХ»), его ошибочные, а иногда откровенно вредные управленческие инициативы социально-экономической и технической направленности сегодня привели к существенному обострению положения на предприятии, нарастанию кризисных явлений и социального напряжения среди его работников без перспектива их преодоления в краткосрочном периоде» – эта цитата из запроса Тимошенко в стиле докладов функционеров КПСС 40-летней давности красноречиво раскрывает всю его суть. Далее в запросе Юлии Тимошенко упоминаются примеры «вредных управленческих инициатив» Дробота – «поиск призрачных инвесторов из Китая», провал строительства завода ядерного топлива в Смолино, «не выдерживающая критики кадровая политика» и т.д.
«Все обозначенные факты стали основанием для неутешительного вывода, который сделали трудовые коллективы, а именно что глава и должностные лица концерна «занимаются не своим делом, решают не те задачи, которые стоят перед атомно-промышленным комплексом Украины» – указала Тимошенко. И попросила Кабмин в ближайшее время заслушать отчет Дробота, после чего принять решение о целесообразности дальнейшего существования концерна «Ядерное топливо».
Примечательно, что указанный концерн был создан в 2008 году на основании решения Юлии Тимошенко. Именно она, будучи главой Кабмина, подписала распоряжение №650 от 17 апреля 2008 года, утвердив устав «Ядерного топлива». В состав концерна вошли три предприятия – помимо Восточного ГОКа, это предприятие «Смолы» из Каменского (выпускает ионообменные материалы) и Украинский научно-исследовательский и проектно-разведывательный институт промышленной технологии. Впрочем, вес последних двух в копилке концерна несоизмеримо уступает вкладу Восточного ГОКа. В 2016 г совокупный оборот «Смол» и института промышленной технологии составил около 90 млн гривен, а Восточного ГОКа – 2,7 млрд гривен, или почти в 30 раз больше.
В 2014 г, после бегства Януковича и смены власти в стране, гендиректор Восточного ГОКа Александр Сорокин сохранил свою должность, а его заместитель Сергей Дробот пошел на повышение, сменив Сергея Литвина на должности главы ГК «Ядерное топливо». Таким образом, как сочли наблюдатели, рычаги контроля над урановой отраслью замкнул на себе один из отцов-основателей партии «Народный фронт» и ближайший соратник тогдашнего премьера Арсения Яценюка Николай Мартыненко (еще со времен Виктора Ющенко, будучи главой парламентской фракции «Наша Украина», он считался неофициальным куратором атомно-промышленного комплекса).
Но уже в конце 2015 г. по позициям Мартыненко был нанесен удар. В декабре 2015 г. Национальное антикоррупционное бюро Украины начало досудебное расследование в уголовном производстве №52015000000000010, фигурантами которого стал Мартыненко, Сорокин и еще ряд лиц, которых НАБУ сочла «членами преступной организации», завладевшими средствами Восточного ГОКа в особо крупных размерах. Речь шла о скандальном контракте государственного комбината с австрийской прокладкой Steuermann, контроль над которой следователи приписали Мартыненко, на покупку у него уранового концентрата Степногорского горно-химического комбината из Казахстана в 2014-2016 г., который стоил государственному ГОКу порядка 12,55 млн долларов переплаты.
Буквального на следующий день после открытия уголовного производства парламент лишил Мартыненко депутатского мандата, а в прошлом году, как уже писал «ОЛИГАРХ», ему сообщили о подозрении. Это же произошло и с Сорокиным, после чего исполнять обязанности гендиректора Восточного ГОКа стал его заместитель Юрий Шмелев. А вот Сергей Дробот под колпак НАБУ не попал, что могло стать следствием его богатого юридического опыта, в отличие от заместителя главы концерна «Ядерное топливо» Владимира Богданца, также ставшего подозреваемым.
По слухам, в пользу Дробота сыграла его переориентация на президентский лагерь (куратором ТЭК в нем считается правая рука президента Петра Порошенко Игорь Кононенко), что сильно опечалило Мартыненко. Судя по тому, что в начале этого года стало известно о покупке Восточным ГОКом новой партии уранового концентрата через австрийскую компанию Steuermann, это предприятие не вышло из его орбиты. Кроме того, о связях между Мартыненко и Тимошенко СМИ уже писали неоднократно, в частности, в контексте оплаты услуг американских лоббистов экс-премьера структурами, присутствовавшими в схемах Мартыненко. Так что нельзя исключать того, что нынешняя попытка Тимошенко расшатать кресло главы концерна «Ядерное топливо» является ее ответным «алаверди».
Егор Кажанов«ОЛИГАРХ»