Под объявленные в пятницу санкции США круче всех попал Олег Дерипаска. Почему американцы выбрали именно его в качестве первого мальчика для битья среди сотен российских миллиардеров гадать не будем. Во всяком случае, точно не за шуточки по поводу Виктории Нуланд и ее работы на советском китобое, записанные на телефон шустрой девушкой Рыбкой.
Под санкции попал не только он, но и компания РУСАЛ, которой он владеет на 50 процентов. А вот тут уже можно и поспекулировать немного. Абсолютно без злорадства. В бизнесе нельзя злорадствовать. Просто посмотрим факты. Это не простая компания. Не мусорка и не рога с копытами для покупки яхт и домов в Лондоне. Второй в мире производитель алюминия с долей 6.2 процента. Крупнейшая публичная компания, акции которой торгуются на бирже. Среди её собственников не только «санкционные» Дерипаска и Вексельберг, но и Прохоров, и Блаватник, к которым у США, похоже, претензий пока нет. А ещё англо-швейцарский сырьевой конгломерат Glencore почти на 9 процентов. Топ-10 из списка самых крупных компаний мира с годовой выручкой 200 млрд. долларов. И кроме того, десятки тысяч частных инвесторов по всему миру, купивших их на бирже и суммарно владеющих 16.6 процентами. Всё это не только не остановило, но, наверное, было одним из факторов выбора. Буквально по каждому пункту. Чтоб все поняли. Не важен твой размер и доля на рынке, не важны твои партнеры, даже если это абсолютно посторонние люди и очень крупные мультинациональные компании. Ты делаешь что-то не то, значит и ты и они все будут наказаны.
Как будет развиваться эта история, посмотрим. Активы РУСАЛА в США арестованы и с этого рынка он уйдет. На расчеты с контрагентами дали 2 месяца. У компании порядка 7.5 млрд. долл. внешних кредитов. За день торгов акции упали на 50 процентов. Значит уже наверняка наступили маржин-коллы и кредиторы потребуют либо дополнительные залоги, либо приостановят кредитования. Компания предупредила о возможном техническом дефолте. Не думаю, что дело дойдет до банкротства. РУСАЛ в год продает продукции на 8 млрд. долл. и является одним из базовых российских предприятий. Перекредитуются в российских банках.
Но это сигнал для других российских компаний, которые суммарно должны на внешнем рынке гигантскую сумму 350 млрд. долл. И не только для российских. Кого выбирать в партнеры, кого кредитовать. Кого, в конце концов слушать, когда говорят взрослые дяди, а кого и не очень.
Источник: Фейсбук автора