Выпад АМКУ в сторону Нефтегазовой ассоциации Украины демонстрирует серьезность угрозы, нависшей над подозреваемыми в ценовом сговоре сетями АЗС
Период дипломатичных отношений нефтетрейдеров и Антимонопольного комитета ушел в небытие: на прошлой неделе ведомство Юрия Терентьева заявило о фактической блокаде его расследования в отношении двух крупных сетей АЗС – ОККО и WOG. Виновником этого была названа Нефтегазовая ассоциация Украины, которую АМКУ обвинил в препятствовании указанному расследованию. Последнее, как писал «ОЛИГАРХ», было открыто в декабре прошлого года. «В ходе проведения исследования ценовой ситуации на рынках светлых нефтепродуктов, в частности, относительно стремительного роста розничных цен, которое имело место в последнее время, были выявлены факты одномоментного, однонаправленного установления и поддержания розничных цен на бензины и дизельное топливо на одинаковом уровне сетями АЗС, работающими под брендами ОККО и WOG», – так тогда АМКУ объяснил эту свою инициативу.
Указанное расследование длится до сих пор, и до последнего времени в комитете не раскрывали его деталей, ограничиваясь тем, что в течение прошлого года их специалистами было зафиксировано больше 10 случаев синхронных действий ОККО и WOG при пересмотре цен на бензины и дизельное топливо.
Сети Виталия Антонова и тандема Степан Ивахив-Сергей Лагур проходили эту практику относительно недавно: АМКУ открывал аналогичное дело по подозрению сразу семи операторов розничного рынка в согласованных антиконкурентных действиях (в их числе были ОККО и WOG) в январе 2016 г.
В октябре 2016 года по результатам расследования комитетом было принято решение оштрафовать «великолепную семерку» в общей сложности на 204 млн грн. Основная часть этой суммы (77,8 млн грн и 70 млн грн соответственно) была наложена на сети ОККО и WOG, но трейдеры до сих пор не заплатили из начисленного ни копейки. Причина банальна – решение АМКУ в части начисления штрафов было оспорено в судах, которые продолжаются до сих пор.
Новое расследование несет гораздо большую угрозу для ОККО и WOG, и происходящие вокруг него события это косвенно подтверждают. 17 апреля на сайте Антимонопольного комитета было опубликовано сообщение о препятствии его расследованию со стороны Нефтегазовой ассоциации Украины.
«С целью сбора доказательств в деле, органами АМКУ осуществлен ряд внеплановых выездных проверок. Во время проведения такой проверки Нефтегазовой ассоциации Украины, объединяющей крупнейших игроков рынка нефтепродуктов, в том числе фигурантов бензинового дела, Ассоциация не предоставила членам комиссии по проверке доступ к информации, содержащейся на электронных носителях», – говорится в заявлении АМКУ.
В АМКУ указали также, что сокрытая информация «могла иметь существенное значение для расследования сговора», поэтому ограничение доступа к ней в комитете воспринимают как препятствование расследованию.
«На этом основании 12 апреля комитетом было начато рассмотрение дела по признакам совершения Нефтегазовой ассоциацией нарушения в виде создания препятствия сотрудникам АМКУ в проведении проверок, осмотре, изъятии или наложении ареста на имущество, документы, предметы или другие носители информации. За совершение такого нарушения предусматривается штраф в размере до 1% дохода (выручки) за последний отчетный период», – говорится в заявлении ведомства Терентьева.
В Нефтегазовой ассоциации Украины поспешили опровергнуть сообщения АМКУ, сообщив, что обвинения в препятствовании проведению расследования не соответствуют действительности. «Во время проведения проверки представители АМКУ без оформления какого-либо документального акта, в устной форме высказали требование предоставить им личные вещи сотрудников НАУ: мобильные телефоны и компьютер. Сотрудники НАУ отказались предоставлять доступ к личным вещам и информации, ссылаясь на свои конституционные права» – так прокомментировали в Ассоциации произошедшее. Впрочем, факт остается фактом – ситуация вокруг расследования накалилась до предела, и настрой АМКУ не дает ОККО и WOG оснований надеяться на благосклонность чиновников. А санкции для участников сговора в данном конкретном случае могут быть очень высокими, и измеряться сотнями миллионов гривен.
Олег Кульбида«ОЛИГАРХ»