Статьи

Пышный хочет сменить Жеваго на «АвтоКрАЗе»

Ощадбанк готовится к началу банкротства крупнейшего в стране производителя большегрузных автомобилей

Депутат Верховной Рады Константин Жеваго рискует проститься с титулом «короля украинских грузовиков». Как выяснил «ОЛИГАРХ», 1 августа в хозяйственном суде Киева состоится подготовительное заседание в деле о начале банкротства ПАО «АвтоКрАЗ». Истцом в нем выступает его главный кредитор – государственный Ощадбанк, который безрезультатно пытается добиться возврата многомиллионных долгов от этого предприятия уже несколько лет.

Как сообщал «ОЛИГАРХ», Константин Жеваго долгое время считался одним из самых успешных украинских бизнесменов и в довоенное время стабильно входил в число долларовых миллиардеров. Но, начиная с 2014 г., его финансово-промышленная группа «Финансы и Кредит» в буквальном смысле оказалась в осадном положении. Одноименный банк, который являлся финансовым центром всей группы Жеваго, в 2015 г. был признан неплатежеспособным, после чего контроль над ним перешел к Фонду гарантирования вкладов физлиц. Вслед за этим НБУ затеял разбирательства с самим Жеваго, пытаясь арестовать его имущество.

Параллельно с крупнейшими промышленными предприятиями бизнесмена начали судиться кредиторы во главе с государственным Ощадбанком. Он уже несколько лет предпринимает попытки получить заложенный у него контрольный пакет акций «АвтоКрАЗа», который принадлежит близкой к Жеваго группе миноритарных акционеров завода, поручившихся за предприятие. Общая задолженность этого предприятия, являющегося крупнейшим в стране производителем большегрузных автомобилей, на начало 2018 г. оценивалась почти в 7 млрд гривен, из которых на Ощадбанк приходилось около 1,7 млрд. гривен.



На фото – Константин Жеваго

Чтобы вернуть деньги, банкиры добиваются ареста счетов своего должника и пытаются взыскать заложенное имущество – акции уже упомянутого ПАО «АвтоКрАЗ» и его недвижимое имущество (цеха, корпуса, склады и т.д.). Но, несмотря на положительные решения судов, Ощадбанку пока так и не удалось стать акционером стратегического предприятия благодаря тому, что его противник успешно затягивает в судах принятие финальных решений (главным оружием «АвтоКрАЗа» стало инициирование «комплексной судебной оценочной строительно-технической и экономической экспертизы»).

В ответ Ощадбанк с 2016 года пытался инициировать открытие дела о банкротстве «АвтоКрАЗа», которому до последнего времени удавалось оттянуть «начало конца». Разбирательства дошли до Верховного суда, который в апреле этого года отклонил жалобу кременчугского предприятия и отправил дело в хозяйственный суд Киева.

В своем нынешнем положении «АвтоКрАЗ» выглядит явным кандидатом на переход под контроль кредиторов. Даже аудитор предприятия (компания «Кредо») засомневался в его перспективах. «Чистые активы Общества по состоянию на 31.12.2017 г. меньше размера уставного капитала Общества на 564 376 тыс. грн., указывают на существование существенной неопределенности, которая может поставить под значительное сомнение способность Общества продолжать свою деятельность на непрерывной основе» – говорится в аудиторском отчете компании.

Цифры из финансовой отчетности «АвтоКрАЗа»  также не выглядят оптимистично – чистый доход в 2017 г упал почти на 15% до 1,05 млрд гривен, а убытки приблизились к 90 млн гривен (за это время предприятие выпустило только 629 единиц автомобильной техники, тогда как в 2016 г. – 741 машину).

Кроме Ощадбанка, возврата долгов от «АвтоКрАЗа» добивается бывший банк Жеваго «Финансы и Кредит». В прошлом году он добился решения суда о взыскании с предприятия почти 950 млн гривен долга. «АвтоКрАЗ» пытался пойти по привычному пути, попросив суд назначить судебно-экономическую экспертизу (в украинских реалиях она могла заморозить разбирательство не на один год), но эта инициатива не увенчалась успехом.

Впрочем, это не означает, что переход к процедуре банкротства обязательно приведет к потере группой Жеваго оперативного контроля над предприятием.  Как уже было сказано выше, долги «АвтоКрАЗа» приблизились к 7 млрд гривен, и порядка 4 млрд гривен из них – это задолженность за «товары и услуги».

Не исключено, что львиная доля этих требований сосредоточена в руках компаний из орбиты Жеваго, которые, таким образом, могут получить контроль над комитетом кредиторов и попробовать перевести процесс банкротства в долгоиграющую санацию. После чего банки-кредиторы, лишившись права добиться открытия исполнительных производств в отношении своего должника, возможно, станут более сговорчивыми.

Напечатать
Егор Кажанов
«ОЛИГАРХ»

Публикации

Винний кіпріот: як влаштована таємна алкогольна імперія «імені» підсанкційного бійця батальйону…

На відміну від інших активів Єрмолаєва, які були переоформлені на його дочку Софію Кононенко та дружину Ганну Єрмолаєву, алкогольний бізнес, переписали на осіб, які формально не мають до нього стосунку. Наше розслідування показало, що цей…

Одеська трагікомедія: чому Труханов став ідеальною мішенню для Банкової

Це не перший випадок, коли Банкова зводить рахунки з політичними опонентами через підробки чи сфабриковані матеріали. Подібне вже було. І в цих випадках проглядається одне: за цими кроками стоїть Банкова, яка позбувається конкурентів —…

Титан, борги і «схеми»: як «Велта» повернула контроль над Лікарівським родовищем

Українська реформа надрокористування відкрила можливості для інвестицій у стратегічні мінерали. «Велта» першою скористалася новими правилами, але кейс Лікарівського став тестом для інституцій. Формально дії компанії були законними. По суті…

Спецслужби з лампи: чи можна осадити джина, випущеного Зеленським?

Насправді сценарій був у руках одного режисера, якому підпорядковуються СБУ, прокуратура, адвокатура, парламент et cetera. І реалізувати його могла лиш одна людина — президент Володимир Зеленський.
Все Последние публикации

Вас может заинтересовать Новости этого автора

Хотите быть в курсе актуальных новостей?

Подпишитесь на наши обновления!
Проверьте, разрешены ли уведомления в Вашем браузере
Хочу быть
в курсе!
Больше не показывать.