Есть ли цензура в Украине? Есть. Нужно лишь понять, как она выглядит.
Начну издалека.
Люди говорят и думают о том, что знают. Точнее так – о том, о чем имеют информацию.
Иметь информацию и знать – две большие разницы. Знание, по сути своей, целостно. Если ты знаешь тему, то тебе одновременно и есть что сказать, и нечего. Все и так понятно. Тот, кто знает, – не говорит.
Другое дело – информация. Мозг хватает отрывчатый факт и начинает его мусолить. Информация есть, но для знания ее явно недостаточно. Поэтому возникают реакции, обсуждения, мнения, споры, драки, противоположные лагеря. Националисты и социалисты. Правильно верующие и неправильно верующие.
В Советском Союзе с вредной для управления государством информацией поступали просто. Ее запрещали. Нет информации – нет брожения мыслей. И в каком-то смысле, это было правильно. Понятно, что в СССР все было “занадто”. Цензура – тоже.
Но большую часть населения это устраивало. Это вообще закон. Большую часть населения всегда устраивает то, что есть – при условии, что низы пирамиды Маслоу удовлетворены. В СССР после войны – так и было. Поэтому обсуждали очереди в магазинах, кроссворды и дефицит. А с отклонениями боролись КГБ и Комсомол.
После краха СССР на наших жителей обрушилась информационная свобода. Выяснилось, что теперь можно писать и снимать обо всем.
Как и следовало полагать, население оказалось очень падким до информационного мусора. Катастрофы, взрывы, столкновения, нацики, пацыки, хренацики. До сих пор телеканалы Украины соревнуются между собой, кто ярче заснимет обнаженку или разорванный труп ребенка.Сегодня цензура свелась к другому. Если запрещать нельзя – все равно никто не слушается – нужно корректировать информационную поллитру дня. Для этого используют два сравнительно честных инструмента.
Первый – непосредственный контроль владельцев СМИ. Если ты закрутил собственнику средства массовой информации нужное место, то он сам запретит описывать нужные темы. А если еще поднажмешь – начнет делать нужные тебе материалы. А значит, осталось только найти Малюту Скуратова и дать ему творческую лабораторию.
Второй инструмент – это наводнение пространства нужными тебе тезисами. Крестный ход, погром в лагере ромов, мордобой в Раде. Чем ярче х@йня, тем лучше заходит. В чести – поливание дерьмом конкурентов. Тут всегда есть простор для творчества.
Наконец, третий и главный инструмент – это тотальная нищета СМИ. Последние лет десять любое средство массовой информации стремится урезать расходы и нарастить доходы. Это приводит к резкому падению качества собственно информационного продукта. Почему? Потому что нужно привлечь как можно больше читателей/зрителей и т.д. А лучше всего читатель/зритель приходит на скандалы/кишки/секс/кровь/власть.
Ну какая же это цензура? – спросите вы. А очень занятная.За информационным бортом остаются темы, которые требуют мышления, понимания, роста качества самих людей. Производить такой контент дорого, а внимание людей к нему – гораздо меньше, чем к кишкам. Красочный сюжет о попах-развратниках привлечет больше внимания, чем тема развития космической промышленности Украины. Хотя те же любители кишок с удовольствием читают интервью Илона Маска и даже удивляются – а чего ж это у нас с этим делом все так никак?
За информационным бортом оказалась МЫСЛЬ. Разум нынче не в моде у большинства населения страны. В моде – реагирование.
Также, на удивление, за бортом темы обнищания населения и предраспадного состояния страны. Тут как раз не удивлюсь – эти темы старательно “забивают” и “забывают”.
Как итог – имеем совершенно интересную конфигурацию украинского общества.
Так было всегда. Большая часть читателей/зрителей потребляют тот информационный продукт, который им дают. Вообще без вариантов.
Сегодня в Украине дефицит. Не колбасы и джинсов, как в СССР. А мысли и высоких устремлений.
Получаем тотальную дебилизацию общества. Не путать с демобилизацией.
Кому-то это очень выгодно. Кому? Угадайте с одного раза.
Источник: Фейсбук автора