Несмотря на обещания властей Украины лишить РФ «инструмента энергетического шантажа», в реальности его вес растет с каждым годом
Еще в 2016 году президент Петр Порошенко заявил о намерении Украины отказаться от российского угля. «Новейшие японские энергетические технологии дадут возможность модернизировать украинские электрические энергогенерирующие мощности для того, чтобы мы использовали украинский, в том числе львовский уголь, вместо того, чтобы импортировать российский, или из-за рубежа», – заявил Петр Порошенко.
Тогда же министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик пообещал, что Украина за три года слезет с угольной иглы – как «ОРДЛОвской», так и российской, сокращая поставки извне на 30% ежегодно. Когда же первый корабль с углем из США зашел в порт «Южный», Порошенко заверил, что речь идет о бесповоротной потере «еще одного инструмента энергетического шантажа» России против Украины.
Впрочем, президент явно не является любителем фильмов о Джеймсе Бонде, иначе он знал бы о существовании выражения «никогда не говори никогда». Россия не просто осталась основным поставщиком угля в Украину, но и постепенно наращивает долю в его потреблении Украиной.
Чиновники помпезно «закрывают» железнодорожные пути для провоза угля, но «пятая бизнес-колонна» открывает морские. Не обращая внимания на то, что порт-отправитель находится под санкциями, введенными президентом. Власть при этом остается как бы не при чем – «серым» углем пачкают себя прокладки, за которыми стоят как правящие, так и свергнутые кланы.
С 2017 года Украина вдвое уменьшила импорт угля, рапортовал 19 октября 2018 года Игорь Насалик. По данным министра, за два года страна сократила ввоз из-за рубежа твердого топлива с 10,5 млн т до 5 млн т. Очевидно, министр имел в виду только антрацит, ибо неделей ранее Государственная фискальная служба привела данные, согласно которым за 9 месяцев 2018 г. Украина по сравнению с тем же периодом 2017 увеличила импорт каменного угля на 20% – до 15,6 млн тонн. По данным ГФС, страна закупила угля более чем на $2 млрд, или на 15,4% больше, чем в январе-сентябре 2017. Топливо приходило из России, США и Канады. При этом если в 2017 доля угля из РФ в денежном выражении составляла около 57% от всего объема украинского импорта, то в этом году она перевалила за 62%.
«Цена более подходящая, плюс не надо загружать порты» — объяснил такую статистику журналистам глава Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.
Как это происходит непосредственно, рассказывал ранее экс-глава Юго-Западной железной дороги Алексей Кривопишин: «Уголь каждый день, четыре состава, это можно посмотреть через товарную станцию Конотоп, через накладные вагонные, прибывает из Кузбасса по маршруту на западный переход».
В 2017 году «Штаб блокады торговли с оккупантами» уже блокировал поезда с углем, которые шли из России.
Но в 2018 г. им уже никто не препятствует, потому что официально таких рейсов не существует. Они идут контрабандой, по поддельным документам, утверждает Кривопишин.
«Оно как бы движется на Польшу или Венгрию. В Конотопе останавливается, переделываются документы, и вагоны следуют уже из Конотопа на наши генерирующие электростанции. Потому что это антрацит, он крайне необходим, – добавляет он. «Если бы это было незаконно, наверное, уже кто-то сел в тюрьму», — парирует Волынец. Но, по его словам, на законодательном уровне никакого запрета на торговлю углем с РФ нет.
Но все же блокировать железную дорогу проще, чем, скажем, корабль в Азовском море. Видимо поэтому уголь теперь загружают именно в портах – он спокойно идет по Азову из Ростова-на-Дону в Мариуполь. При этом Ростовский морской порт еще в 2016 г. попал под санкции, введенные указом Порошенко, поскольку он «способствует террористической деятельности и приводит к оккупации территории Украины». Поэтому для него было введено «ограничение торговых операций на территории Украины».
Впрочем, ограничительный режим, как выяснилось, в реальной жизни не работает.
В распоряжение «ОЛИГАРХА» попала таможенная декларация от 5 июля 2018 года, согласно которой в Ростовском морском порту на балкер M\V Helga, который ходит под флагом Маршалловых островов, было загружено 1,5 тыс т антрацита. Портом разгрузки корабля был указан Мариуполь, отправителем груза – ОАО «Донуголь» (г. Шахты, РФ), получателем – ООО «ФПК «Ресурсгруп» (Киев, Украина). Правда, при заходе в Украину по документам отправителем российского угля числилась уже компания-посредник из Чехии – Commodities Trading s.r.o., оформленная на некоего гражданина Венгрии Владилена Миллера.
С какой целью этот уголь был завезен в Украину? Чтобы ответить на этот вопрос, следует навести справки о финансово-промышленной компании «Ресурсгруп», и о том, с кем она работает. Эта структура зарегистрирована по адресу Бассейная, 1-3/2 А в Печерском районе столицы, а руководит ею некий Рафаэль Казимов. Среди многочисленных видов деятельности компании – добыча угля и торговля твердым топливом.
От наших источников мы узнали, что «Ресурсгруп» продает уголь, в частности, компании «Побутсервіс Авто», прописанной в Киеве по адресу ул. Волынская, 34/1. Ее представители сообщили, что действительно покупают уголь у «Ресурсгруп», но нарушений законодательства в этом не усматривают. Мол, они же покупают топливо у украинской компании.
Однако это не совсем так. «Побутсервіс Авто», которая официально торгует автозапчастями в г. Вишневое под Киевом, попутно импортировало угля на сумму 3,26 млн грн у ростовского ООО «Экут» (контрактодержателем выступал все то же «Ресурсгруп», а производителем – ООО «ТД Угольные Технологии»). Последняя компания, как писали СМИ, в 2015-2016 годах нелегально вывозила уголь из ОРДЛО.
И «Ресурсгруп», и «Побутсервіс Авто» – лишь посредники в замысловатом движении российского угля к украинским котельным. Но это посредничество обеспечивает им хорошие заработки. Только в июле 2018 г. «Ресурсгруп» импортировала из РФ около 6,65 тыс тонн угля на $983 тыс. – как морем (из Ростова в Мариуполь), так и железной дорогой (из Шахт через станцию Купянск). Неудивительно, что компания берет обычного менеджера по продажам угольной продукции на оклад в 100 тыс грн плюс бонусы.
Непосредственно потребителя им обеспечивают многочисленные компании-продавцы. Две из них — «Торговый дом Фартоп» из Николаева и «Андис» из Днепра — регулярно выигрывают тендеры на продажу твердого топлива государственным структурам.
Всего, по нашим данным, за 2017 и 2018 годы российские ОАО «Донуголь», ООО «Экут» и ООО ОФ «Западная» экспортировали в Украину угля на сумму около $21 млн.
Например, у «Донугля» регулярно и много топлива покупает компания «Краматорсктеплоэнерго». За последние два года ее импорт в денежном выражении составил $14 млн. Между оператором Краматорской ТЭЦ и ростовской компанией существует прокладка в виде владельца «Краматорсктеплоэнерго» – словацкой E.connect s.r.o., бенефициарами которой являются Владимир Зиневич и Марианна Данылив.
Владимир Зиневич – бывший глава НАК «Энергетическая компания Украины». А Марианна Данылив – гражданка Словакии, жена бывшего владельца холдинга Korlea (занимается экспортом украинской электроэнергии), Василия Данилива. Летом 2018 года E.connect купила две неработающие шахты в Ростовской области («Замчаловская» и «Ростовская») с запасами антрацита 67,45 млн тонн, топливо с которых после запуска планируется начать поставлять в Краматорск уже в ближайший отопительный сезон.
По словам директора «Краматорсктеплоэнерго» Сергея Бирюкова, для Краматорской ТЭЦ в Украине нет альтернативы углю, который добывался в Донецкой области, а теперь остался на оккупированной территории. И подобный по качеству есть только в Ростовской области. Впрочем, по такой схеме спокойно может доставлять и уголь с неподконтрольных территорий – он действительно очень похож по качеству на российский, и если решить вопрос с лабораторными проверками, подмену никто не заметит.
К слову, Краматорская ТЭЦ, возможно, будет скоро включена в государственную программу модернизации, с выделением многомиллионного финансирования из бюджета. Как это будет сочетаться с налаживанием поставок угля из России собственником ее оператора, сказать сложно. С уверенностью можно говорить лишь одно – «простые смертные» в пул тех, кому позволено покупать уголь в России, не попадают. «Иначе вас тормознут на границе – Россия или наши. Все отслеживается, известно, кто и куда ездит. Но прежде схема согласовывается на высоких уровнях, и с этого получаются откаты» – подытоживает Волынец.
Василий Петренко«ОЛИГАРХ»