«Запрет» на экcпорт в Украину российских нефтепродуктов в реальности оказался лицензированием. Наиболее вероятная цель Кремля – обеспечить полную монополизацию потоков дизеля и сжиженного газа в Украину из РФ «Роснефтью», которая «по-братски» разделит украинский рынок с белорусами
За несколько дней до второго тура президентских выборов в Украине Кремль решил устроить нашей стране экономическую встряску. 18 апреля глава правительства РФ Дмитрий Медведев сделал поистине сенсационное заявление: «Устанавливается запрет на экcпорт на Украину российской нефти и нефтепродуктов», – сказал он. К вечеру того же дня на сайте правительства России было опубликовано соответствующее постановление, которое прояснило ситуацию.
Выяснилось, что запрет, о котором говорил Медведев, касается лишь сырой нефти. А в отношении нефтепродуктов было введено так называемое дополнительное лицензирование. «Установить, что с 1 июня 2019 г. вывоз из России на территорию Украины товаров (бензины, дизельное топливо, сжиженные газы) осуществляется исключительно на основании разрешений, выдаваемых Министерством экономического развития РФ», – говорится в постановлении №1716-83, подписанном Медведевым 18 апреля.
Запрет на поставку российской нефти Украину уже давно никого не пугает. За это страна может благодарить Игоря Коломойского и Александра Ярославского, ставших выгодоприобретателями перехвата контроля над крупнейшим в Украине НПЗ «Укртатнафта» в 2007-2010 года у российской «Татнефти». В ответ на это российские нефтяники еще в 2007 г. установили негласный мораторий на поставки нефти в Украину, и то, что сейчас он приобрел официальные черты, ровным счетом ничего не меняет.
С зависимостью Украины от российских нефтепродуктов ситуация более сложная. В прошлом году за счет РФ было удовлетворено 40% (2,6 млн т) наших внутренних потребностей в дизельном топливе, и 29% (0,5 млн т) потребностей в сжиженном газе.
Что касается бензина, его поставки из РФ были несущественными и составили немногим более 100 тыс. тонн. Основная масса импорта бензина приходится на Беларусь, Литву и Польшу.
Предполагать, что Кремль захочет утратить существенную долю стратегического рынка энергоресурсов страны, которую упрямо считает своей «вотчиной», было бы глупо. И расставленные в постановлении правительства РФ акценты это четко показывают. Речь идет не о попытке закрыть экспорт нефтепродуктов, а о его переводе в режим ручного управления, что на выходе может означать концентрацию до 100% этого потока у одной компании.
Чтобы лучше понять логику Кремля, нужно изучить структуру поставок. По данным «ОЛИГАРХА», крупнейшим экспортером российского дизеля в Украину является НК «Роснефть», подконтрольная представителю ближайшего окружения Путина Игорю Сечину. В список ее контрагентов в Украине входят фактически все ведущие нефтетрейдеры во главе с «Глуско Украина» Нисана Моисеева (того самого, которого журналисты программы «Схемы» ранее зафиксировали с кумом Путина Виктором Медведчуком в аэропорту «Киев», где они после прибытия из Москвы обменялись на прощание дружеским поцелуем), а также «Анвитрейд» и «Оптимусойл» Петра Белза. Кроме них, прямыми клиентами «Роснефти» до последнего времени были группы «Сокар», «Параллель», ОККО, WOG и другие импортеры.
Но контроль «Роснефти» над поставками дизеля из РФ не был полным. Значительные объемы поставок в Украину «ОЛИГАРХ» зафиксировал со стороны российского НК «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова и Леонида Федуна (через его завод «ЛУКОЙЛ Волгограднефтепереработка»), а также компании «Форте-инвест» Саида Гуцериева.
Кроме того, в списке поставщиков дизеля с небольшими партиями значились компании «Пром Нефть Сервис», «Татнефть Транс», «Транснефтьсервис». Основным покупателем дизеля из альтернативных «Роснефти» источников числится киевская компания «Укрэнерджи» (ей, в частности, идет все топливо «Лукойла»).
Вопрос, какая компания будет иметь больше шансов добиться «взаимности» от министра экономического развития РФ Максима Орешкина, предшественника которого Алексея Улюкаева недавно в РФ посадили в тюрьму с подачи Игоря Сечина, выглядит риторическим. Очевидно, что после подписанного Дмитрием Медведевым постановления именно «Роснефть» переквалифицируется из лидирующего экспортера дизеля в Украину в фактически безальтернативного поставщика.
Аналогичный сценарий, скорее всего, будет реализован и на рынке поставок сжиженного газа из РФ в Украину. Здесь также лидирует «Роснефть», главные клиенты которой – «Оптимус-LPG» (близкая к группе Wexler Белза) и «Глуско» Нисана Моисеева. Но с компанией Сечина конкурирует все тот же «ЛУКОЙЛ» в лице подразделения «ЛУКОЙЛ Пермнефтеоргсинтез», который отгружает продукцию преимущественно все тому же «Укренерджи».
Символично, что расчистку рынка под «Роснефть» Кремль затеял фактически сразу после завершения передела «трубы» с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Речь идет об украинской компании «Прикарпатзападтранс», главный актив которой– проходящий по территории Украины нефтепродуктопровод «Самара-Западное направление». Именно по этой трубе в Украину идет дизельное топливо из РФ (пропускная способность трубы – около 3,5 млн т топлива в год), преимущественно произведенное «Роснефтью».
Как сообщал «ОЛИГАРХ», в марте этого года в Антимонопольный комитет Украины за разрешением на покупку контрольной доли в ООО «Прикарпатзападтранс» обратилось производственное унитарное предприятие «Нефтебитумный завод» (Беларусь). Ряд политиков поспешил сделать вывод, что таким образом перед выборами белорусы «будут фронтить Медведчука», но источники «ОЛИГАРХА» указывают, что в реальности речь идет о перераспределении сфер влияния на рынке нефтепродуктов Украины между Путиным и Лукашенко с одобрения украинской власти (АМКУ 18 марта согласовал эту сделку).
Владелец «Нефтебитумного завода» – белорусский бизнесмен Николай Воробей, которого называют одним из богатейших представителей ближайшего окружения Лукашенко – получил 51% долю в «Прикарпатзападтрансе». И это совсем не случайно, поскольку у Лукашенко есть прямой интерес к нефтепродуктопроводу «Самара-Западное направление» (он проходит по территории Беларуси, и поставки дизеля в Украину по нему возможны с крупнейшего НПЗ в этой стране – Мозырского, основным акционером которого является Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь).
Оставшиеся же 49% в «Прикарпатзападтрансе» оформлены сейчас на швейцарскую компанию International Trading Partners и гражданина Германии Анатолия Шефера, который числится владельцем последней. При этом ранее СМИ уже обнаружили его тесные пересечения и с «Роснефтью» (в 2017 г компания Шефера ITC Industry Trading Company SA заключила контракт с «Роснефтью» на поставки от 30 до 50 млн тонн дизельного топлива) и Медведчуком (все та же ITC Industry Trading Company несколько лет назад имела контрактные отношения с ООО «МБК Агротехника» – компанией жены Виктора Медведчука Оксаны Марченко).
На выходе, похоже, украинский рынок дизеля и сжиженного газа «цивилизованно» разделят между собой окружение Владимира Путина (через НК «Роснефть») и Александра Лукашенко (через структуры Николая Воробья, Мозырский НПЗ и РУП «Белоруснефть»). Благо, белорусы за последние годы серьезно продвинулись в этих направлениях. И Путину, ведущему переговоры с Лукашенко об условиях углубления взаимной интеграции двух стран (или, как ее видит Кремль, поглощения Беларуси в новом союзном государстве) приходится идти ему на уступки.
Егор КажановОлег Кульбида
«ОЛИГАРХ»