Новости

В “Приватбанке” рассказали, как работала схема Коломойского на 7,5 млрд

Бывшие акционеры Приватбанка использовали финансовые инструменты, которые позволяли кредитовать связанные компании и приводили к уменьшению балансовой стоимости кредитного портфеля и расходов на формирование резервов. Об этом “ОЛИГАРХ” узнал из ответа пресс-службы Приватбанка на запрос Экономической правды.

До 2016 года, когда “Приват” принадлежал Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову, банк при осуществлении кредитования в гривне использовал нетипичные для рынка условия договоров — так называемые “индексные кредиты”.

Нетипичные условия договоров заключались в том, что плата за пользование кредитом состояла из двух частей — фиксированной процентной ставки и вознаграждения за пользование кредитом.

Если сроки уплаты фиксированной процентной ставки обычно устанавливались с определенной периодичностью в течение срока договора, то вознаграждение подлежало уплате одновременно с погашением кредита.

На эту же дату должен был рассчитываться и размер вознаграждения по формуле, которая предусматривала индексацию. Индексации подлежали как выданные транши, так и начисленные проценты. Индексация происходила на основе официального курса гривны к доллару США за период со дня выдачи кредита до даты его погашения.



“Условие таких договоров об уплате признавалось в банке в качестве производного финансового инструмента — встроенного дериватива”, — говорят в “Привате”.

Дериватив — это финансовый контракт между сторонами, основанный на будущей стоимости актива. Владелец дериватива заключает контракт на приобретение актива в будущем.

Целью заключения контракта является получение прибыли за счет изменения цены актива. Количество деривативов может превышать количество активов.

Большинство таких кредитов было предоставлено ​​связанным с Приватбанком лицам, то есть компаниям из орбиты Коломойского и Боголюбова.

Причем кредиты выдавались под процентную ставку, которая была ниже рыночной. Как правило, ставка составляла от 10% до 12% годовых, тогда как средняя ставка в банковском секторе в период с 2012 по 2016 годы находилась в диапазоне от 16,6% до 18,5% годовых.

“Такой финансовый инструмент бывшим руководством Приватбанка использовался с целью искусственного улучшения финансового результата”, – говорят в госбанке.

Это происходило за счет уменьшения фактического размера платежей связанных лиц за пользование кредитными средствами.

С этой целью в бухгалтерском учете банка первоначальное признание вознаграждения (встроенного дериватива) осуществлялось путем выделения его из кредита и учета на счете дебиторской задолженности.

“Это приводило к уменьшению задолженности по кредиту, уменьшению балансовой стоимости кредитного портфеля и уменьшению расходов на формирование резервов”, — заявили в банке.

Дальнейшее признание дериватива осуществлялось по справедливой стоимости по собственным методикам банка путем его переоценки.

А за счет сформированного дисконта в бухгалтерском учете, о котором упоминалось выше, увеличивались процентные доходы, хотя фактически они не поступали.”Применением таких “индексных кредитов” были заложены будущие юридические риски невозможности взыскания с заемщиков начисленного вознаграждения.

Эти риски связаны с соответствием условий договоров законодательному определению кредитного договора, требованиям принципа справедливости, предусмотренного гражданским законодательством, возложением на заемщиков финансовых рисков курсовых колебаний”, — рассказали ЭП в Приватбанке.



Именно на эти основания при рассмотрении судами требований банка о взыскании предусмотренного “индексными кредитами” вознаграждения ссылаются сейчас компании Коломойского-Боголюбова, возражая против их удовлетворения.

В том числе, заявляя иски к банку о признании недействительными условий кредитных договоров, которыми обусловливалась ее уплата.

“В последние месяцы имело место несколько судебных решений, которыми условия кредитных договоров об уплате вознаграждения признаны недействительными и отказано банку в удовлетворении его требований о его взыскании”, – заявили в пресс служба.

Банк считает такие судебные решения необоснованными и намерен их обжаловать.

Данное дело не является одиноким случаем. В производстве хозяйственных судов сейчас находятся 16 дел по искам “Приватбанка” о взыскании с заемщиков банка вознаграждения по кредитным договорам.

Сейчас судами рассмотрено 11 дел: принято 9 судебных решений в пользу банка (82%) и 2 судебных решения против банка, остальные 5 дел находятся на рассмотрении.

Как сообщалось ранее,  Коломойский в суде избавился от долгов перед “Приватбанком” на 7,5 млрд, а “Приватбанк” обжалует отмену долгов Коломойского на 7,5 млрд

Напечатать
Павел Полтавченко
«ОЛИГАРХ»

Публикации

Одеська трагікомедія: чому Труханов став ідеальною мішенню для Банкової

Це не перший випадок, коли Банкова зводить рахунки з політичними опонентами через підробки чи сфабриковані матеріали. Подібне вже було. І в цих випадках проглядається одне: за цими кроками стоїть Банкова, яка позбувається конкурентів —…

Титан, борги і «схеми»: як «Велта» повернула контроль над Лікарівським родовищем

Українська реформа надрокористування відкрила можливості для інвестицій у стратегічні мінерали. «Велта» першою скористалася новими правилами, але кейс Лікарівського став тестом для інституцій. Формально дії компанії були законними. По суті…

Спецслужби з лампи: чи можна осадити джина, випущеного Зеленським?

Насправді сценарій був у руках одного режисера, якому підпорядковуються СБУ, прокуратура, адвокатура, парламент et cetera. І реалізувати його могла лиш одна людина — президент Володимир Зеленський.

“І за нами прийдуть”. Хто і як реалізовував спецоперацію зі знищення незалежності НАБУ і…

"Зеленський був розлючений, – згадує один з членів його найближчого оточення. – Він буквально кричав: "Навіщо мені всі ви тут потрібні, якщо не можете вирішити одну справу – справу Чернишова?"
Все Последние публикации

Вас может заинтересовать Новости этого автора

Хотите быть в курсе актуальных новостей?

Подпишитесь на наши обновления!
Проверьте, разрешены ли уведомления в Вашем браузере
Хочу быть
в курсе!
Больше не показывать.