Новости

В “Приватбанке” рассказали, как работала схема Коломойского на 7,5 млрд

Бывшие акционеры Приватбанка использовали финансовые инструменты, которые позволяли кредитовать связанные компании и приводили к уменьшению балансовой стоимости кредитного портфеля и расходов на формирование резервов. Об этом “ОЛИГАРХ” узнал из ответа пресс-службы Приватбанка на запрос Экономической правды.

До 2016 года, когда “Приват” принадлежал Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову, банк при осуществлении кредитования в гривне использовал нетипичные для рынка условия договоров — так называемые “индексные кредиты”.

Нетипичные условия договоров заключались в том, что плата за пользование кредитом состояла из двух частей — фиксированной процентной ставки и вознаграждения за пользование кредитом.

Если сроки уплаты фиксированной процентной ставки обычно устанавливались с определенной периодичностью в течение срока договора, то вознаграждение подлежало уплате одновременно с погашением кредита.

На эту же дату должен был рассчитываться и размер вознаграждения по формуле, которая предусматривала индексацию. Индексации подлежали как выданные транши, так и начисленные проценты. Индексация происходила на основе официального курса гривны к доллару США за период со дня выдачи кредита до даты его погашения.



“Условие таких договоров об уплате признавалось в банке в качестве производного финансового инструмента — встроенного дериватива”, — говорят в “Привате”.

Дериватив — это финансовый контракт между сторонами, основанный на будущей стоимости актива. Владелец дериватива заключает контракт на приобретение актива в будущем.

Целью заключения контракта является получение прибыли за счет изменения цены актива. Количество деривативов может превышать количество активов.

Большинство таких кредитов было предоставлено ​​связанным с Приватбанком лицам, то есть компаниям из орбиты Коломойского и Боголюбова.

Причем кредиты выдавались под процентную ставку, которая была ниже рыночной. Как правило, ставка составляла от 10% до 12% годовых, тогда как средняя ставка в банковском секторе в период с 2012 по 2016 годы находилась в диапазоне от 16,6% до 18,5% годовых.

“Такой финансовый инструмент бывшим руководством Приватбанка использовался с целью искусственного улучшения финансового результата”, – говорят в госбанке.

Это происходило за счет уменьшения фактического размера платежей связанных лиц за пользование кредитными средствами.

С этой целью в бухгалтерском учете банка первоначальное признание вознаграждения (встроенного дериватива) осуществлялось путем выделения его из кредита и учета на счете дебиторской задолженности.

“Это приводило к уменьшению задолженности по кредиту, уменьшению балансовой стоимости кредитного портфеля и уменьшению расходов на формирование резервов”, — заявили в банке.

Дальнейшее признание дериватива осуществлялось по справедливой стоимости по собственным методикам банка путем его переоценки.

А за счет сформированного дисконта в бухгалтерском учете, о котором упоминалось выше, увеличивались процентные доходы, хотя фактически они не поступали.”Применением таких “индексных кредитов” были заложены будущие юридические риски невозможности взыскания с заемщиков начисленного вознаграждения.

Эти риски связаны с соответствием условий договоров законодательному определению кредитного договора, требованиям принципа справедливости, предусмотренного гражданским законодательством, возложением на заемщиков финансовых рисков курсовых колебаний”, — рассказали ЭП в Приватбанке.



Именно на эти основания при рассмотрении судами требований банка о взыскании предусмотренного “индексными кредитами” вознаграждения ссылаются сейчас компании Коломойского-Боголюбова, возражая против их удовлетворения.

В том числе, заявляя иски к банку о признании недействительными условий кредитных договоров, которыми обусловливалась ее уплата.

“В последние месяцы имело место несколько судебных решений, которыми условия кредитных договоров об уплате вознаграждения признаны недействительными и отказано банку в удовлетворении его требований о его взыскании”, – заявили в пресс служба.

Банк считает такие судебные решения необоснованными и намерен их обжаловать.

Данное дело не является одиноким случаем. В производстве хозяйственных судов сейчас находятся 16 дел по искам “Приватбанка” о взыскании с заемщиков банка вознаграждения по кредитным договорам.

Сейчас судами рассмотрено 11 дел: принято 9 судебных решений в пользу банка (82%) и 2 судебных решения против банка, остальные 5 дел находятся на рассмотрении.

Как сообщалось ранее,  Коломойский в суде избавился от долгов перед “Приватбанком” на 7,5 млрд, а “Приватбанк” обжалует отмену долгов Коломойского на 7,5 млрд

Напечатать
Павел Полтавченко
«ОЛИГАРХ»

Публикации

Из Харькова в Дубай: как Егор Масленников строит девелоперскую империю на доверии и презентациях

В 2021 году харьковский застройщик Егор Масленников — объявился в Дубае. Здесь, в городе сверхвысоток, он начал новую жизнь: основал компанию Object 1 и провозгласил себя международным девелопером. Его зарубежная бизнес-деятельность…

Асоціація продавців совісті вроздріб, або Кому «служить» АПУ?

Неважко роздивитися, що об’єднує все це розмаїття охочих взяти участь у роботі бодай якоїсь ради лише бажання певного штибу активістів «долучитися» до управління хоча б чимось і контролю за чим завгодно, аби тільки при владних структурах. І…

Будинки з білосніжними меблями для будівельників ХАЕС по 1,5 млн: «Енергоатом» готується до…

«Наші гроші» проаналізували закупівлі різних підрозділів «Енергоатома» останніх місяців, спрямовані на підготовку до будівництва атомних енергоблоків на Хмельницькій АЕС. Це проєкт із великими корупційними ризиками

Теплові схеми під «кришею» Терехова

Отримавши ще від в.о. мера важілі управління одним з найбільш доходних комунальних підприємств Харькова, Скопенко одразу почав «покращувати його фінансовий стан» в притаманній йому манері.
Все Последние публикации

Вас может заинтересовать Новости этого автора

Хотите быть в курсе актуальных новостей?

Подпишитесь на наши обновления!
Проверьте, разрешены ли уведомления в Вашем браузере
Хочу быть
в курсе!
Больше не показывать.