Создатель «страны «Приват» в решающей битве, на кону в которой стоит возврат контроля над главным банком страны, раскрыл свою группу поддержки и обнажил слабые стороны
Понедельник 30 марта стал определяющим днем для украинского парламента 9 созыва. Голосование в первом чтении за «антиколомойский» закон, который является прямым условием получения нового транша МВФ, заставило нардепов открыто «сбросить маски» и продемонстрировать расстановку сил как внутри пропрезидентской фракции, так и за ее пределами. Ряд экспертов уже констатировал, что в «Слуге народа» произошел раскол, и монобольшинство перестало существовать.
«Часть депутатов из разных фракций живет не в Украине, а в государстве под названием «Приват» – так за несколько дней до знакового голосования обрисовал происходящее нардеп Егор Чернев, один из 198 «слуг народа», давших голоса за принятие законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования некоторых механизмов регулирования банковской деятельности». Именно его назвали «антиколомойским» из-за того, что он закрепляет невозможность возвращения национализированных банков бывшим владельцам (т.е. Приватбанк – Игорю Коломойскому).
Лишь один «слуга» открыто проголосовал против – нардеп Олег Воронько, а оставшиеся 49 либо воздержались, либо отсутствовали на заседании. Половину из них – во главе с бывшим гендиректором «1+1 медиа» Александром Ткаченко и экс-ведущим программы «Гроші» на «1+1» Александром Дубинским – медиа уже причислили к группе Коломойского» из 25 «слуг», посчитав, что таким образом президент Владимир Зеленский может рассчитывать не более чем на 223 нардепа из его фракции, что означает де-факто отсутствие «монокоалиции».
Правда, журналисты не учли внефракционных нардепов, проголосовавших за «антиколомойский» закон, включая избранных по спискам «Слуги народа» спикера ВР Дмитрия Разумкова и первого вице-спикера Руслана Стефанчука. но погоды это сильно не меняет.
Люди, знающие Игоря Валерьевича, говорят, что чувство меры у него, мягко говоря, близко к отсутствию, и полагают, что он будет пытаться расширить свое влияние на как можно большее число «слуг» до голосования за «антиколомойский» закон во втором чтении, которое ожидается на следующей неделе. Будут ли повышаться ставки в эти дни? Разумеется, и очень сильно. Получит ли кто-то еще из стойких бойцов «Слуги народа» визу или гражданство «страны «Приват»? Вероятно. Пока же можно с уверенностью констатировать, что влияние Коломойского на политические процессы базируется на трех китах.
Первый – это его проявившаяся воочию группа влияния внутри фракции «Слуги народа», а также «свои» нардепы за ее пределами – например, два десятка человек из депутатской группы «За майбутнє» во главе с давним протеже Коломойского Игорем Палицей, не поддержавшие «антиколомойский» закон.
Всего, по подсчетам «ОЛИГАРХА», к лояльным Коломойскому нардепам можно отнести до 80 парламентариев – и большая их часть прослеживается через февральское обращение в КСУ с просьбой признать незаконными положения, запрещающие судебную приостановку решений Фонда гарантирования вкладов и НБУ. Подписи под тем обращением поставили 74 нардепа, а их уполномоченным представителем стал один из публичных резидентов страны «Приват» Александр Дубинский. Более того, по слухам, у Коломойского намечались конструктивные отношения со спикером парламента Дмитрием Разумковым (правда, голосование последнего за «антиколомойский» закон пока что эти слухи не подтверждает).
Второй кит Игоря Валерьевича – глава МВД Арсен Аваков, «самый удачный, самый профессиональный министр в течение последних пяти лет» по версии владельца телеканала «1+1». Влияние Авакова на процессы в стране всегда было значительным, после победы Владимира Зеленского на выборах президента оно еще больше укрепилось, а с началом пандемии коронавируса в Украине стало максимальным за долгое время его пребывания во власти. И это, бесспорно, фактор, который президенту нужно учитывать, всегда будучи начеку.
Третий кит Коломойского – глава Офиса президента и член СНБО Андрей Ермак. Его продвижение, по данным «ОЛИГАРХА» способствовал «президент страны «Приват», что косвенно подтверждается неоднократными публичными заявлениями Александра Дубинского в его поддержку. И сейчас, когда Ермак попадает в один информационный скандал из-за покупки люксового мерседеса за 3,2 млн грн, именно «профессиональные зашкварники» Коломойского Дубинский и Бужанский его защищают. Следом второй скандал, народный депутат от «Слуги народа» Гео Лерос публикует записи, где брат главы ОП обсуждает продажу должностей, а «борцы за справедливость» из «страны Приват» снова делают вид, что не их это дело.
Это не случайно, именно Ермак стал той самой пешкой в команде Игоря Валерьевича, которая заменила отбившегося от рук Андрея Богдана, а позже помогла избавиться от набившего лидеру «Привата» оскомину премьера Алексея Гончарука.
«Богдан, на которого делал ставку Коломойский, после прихода в Офис президента повысил ставки и начал пытаться выстраивать партнерские отношения с бывшим работодателем, что взбесило Коломойского, который видел в нем лишь подчиненного, главная функция которого – выполнять спускаемые на него указания. Такой человек его и заменил», – говорит источник «ОЛИГАРХА» в «Слуге народа».
Становление Ермака совпало со сдачей позиции в сторону Коломойского, открыло для его людей дверь в Кабмин – например, главе министерства общин и территорий Алексею Чернышову и вице-премьеру Алексею Резникову. По квоте Коломойского зашли и экс-глава МОЗ Илья Емец, прославившейся неадекватными заявлениями, и бывший министр финансов Игорь Уманский, не сумевший сработаться с премьером Денисом Шмыгалем.
Союз Чернышова с Приватом стал заметнее в бытность его главой Киевской ОГА, когда чуть ли не его ежедневным гостями стали «адепты» Коломойского Ольга Василевская-Смаглюк и Александр Дубинский, которые начали продвигать губернатора дальше в объятия своего патрона. Хотя и сам приход Чернышова на эту должность стал следствием войны Привата с его предшественником Михаилом Бно-Айрияном.
Стоить отметить, что и новый глава МОЗ – Максим Степанов, как известно, является кумом Игоря Палицы, что позволяет предполагать, что квота Коломойского в Кабмине частично сохранилась (с новым главой Минфина, который уже заявил о готовности выполнять обязательства перед МВФ, чтобы не допустить дефолт, все несколько сложнее).
Источники «ОЛИГАРХА» говорят, что Ермак оказался по сути бледной копией Андрея Богдана, более податливым и управляемым менеджером, чем Богдан, хотя он и пытается копировать стиль общения своего предшественника. «Ермак видел как работал Богдан, пришел с лозунгом все поменять, но скопировал лишь только то, что видел, и он теперь с людьми общается как «нарванный», и это не приносит ему плюсов, а даже больше раздражает тех, с кем он «решает вопросы», – говорит знакомый с ним источник в парламенте. Он также обратил внимание на то, что в последние дни перед голосованием в парламенте Ермак «как будто впал в ступор» (причем случилось это еще до скандала с его братом, который сильно подкосил его репутацию) и занял пассивную позицию по «антиколомойскому» закону. Видимо, это был тот самый случай, когда приходилось выбирать между задачей президента и тем, кто тебя туда привел. Но ситуацию приехал урегулировать президент, а скандал «с пленками» лишь загладил пассивность главы ОП.
Как будут выстраиваться отношения между Зеленским и Коломойским после произошедшего, пока никто точно сказать не может. Сейчас происходящее выглядит как победа первого над вторым, но президенту нужно не забывать, что выигран бой, а не война, а ему оппонирует гораздо более матерый противник. Часть представителей «Слуги народа» считает, что голосование за «антиколомойский закон» – лишь бизнес и ничего личного, и полагает, что большого разрыва между президентом и олигархом не будет. Пессимисты же, хорошо знающие Коломойского, считают, что дело обстоит серьезнее, учитывая злопамятность лидера «Привата». А значит, деструктивное влияние на украинскую политическую систему, скорее всего, будет лишь усиливаться.
Андрей Федоров«ОЛИГАРХ»