«Нафтогаз Украины» нашел замену Андрею Фаворову и Юрию Витренко
На днях НАК «Нафтогаз Украины» сообщил о назначении нового главного исполнительного директора. Им стал Отто Ватерландер, который несколько месяцев назад занял в компании должность директора по трансформации.
«Ватерландер активизировал и практически перезапустил процесс трансформации группы «Нафтогаз» за тот период, когда он присоединился к нашей команде. Он наглядно доказал, что мировые корпоративные решения и стандарты могут и должны работать в украинской государственной компании. Поэтому мы ожидаем, что с новыми полномочиями Отто поможет «Нафтогазу» стать для акционера и бизнеса партнером, который является настоящим законодателем новых стандартов работы», – сказал глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев.
Таким образом, сейчас Отто Ватерландер стал вторым человеком в «Нафтогазе». Это означает, что он фактически занял место Андрея Фаворова, который месяц назад уволился из компании с должности директора по интегрированному газовому бизнесу.
Собственно, эти события являются звеньями одной цепи: тогдашний уход Фаворова был связан с тем, что в конце прошлого года в «Нафтогазе» появился Ватерландер, который уже тогда открыто претендовал на роль «новой правой руки» Коболева.
На первых порах работы в НАК Отто Ватерландер отвечал за так называемые «трансформационные процессы». Именно так и появилась идея разделения «газового дивизиона», которым тогда управлял Фаворов, на два: по добыче голубого топлива и коммерческой деятельности. Официально это разделение в «Нафтогазе» объясняли изменением ситуации на рынке.
«Деятельность по добыче и реализации газа была объединена в один дивизион на период действия PSO (возложение специальных обязанностей на «Нафтогаз» по продаже газа населению по фиксированной цене). Действие PSO прекращается, а затем «Нафтогаз» адаптирует структуру к новым рыночным условиям и пересматривает логику интеграции», – так тогда преподносилось дробление «газового дивизиона».
Но воспринимать этот аргумент за основную причину было сложно из-за того что Кабмин до сих пор не определился с периодом действия PSO. Этот факт и подталкивал к пониманию, что реальные мотивы разделения «газового дивизиона» другие. Подсказку в ответе на этот вопрос дал сам Отто Ватерландер. Подняв вопрос о дроблении единого газового крыла, он по сути признал неэффективность работы прежней модели.
Прямой вины Андрея Фаворова в этом нет. Дело в том, что «газовый дивизион» был настолько большим, что эффективно управлять им крайне затруднительно. Отчасти, это отразилось на такой болезненной для «Нафтогаза» теме как динамика добычи углеводородов. За 2019 г. добыча природного газа «Укргаздобычей» составила 14,8 млрд куб. м, что на 3,7% меньше 2018 года. При этом по итогам 2020-го года компания ожидает падение еще на 1 млрд кубометров.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому в том, что сейчас у Андрея Коболева исправляют свои старые ошибки, нет ничего особенного. Смущает только способ. Точнее то, что он повторяется. Так, неутешительные результаты работы «газового дивизиона» привели к тому, что сейчас Фаворова сменил Ватерландер. А примерно за год до этого Андрей Фаворов сменил Юрия Витренко, который незадолго до своего тогдашнего низвержения занимал должность главного исполнительного директора НАК «Нафтогаз Украины». Таким образом, сейчас государственная газовая компания уже по второму кругу переживает сценарий, когда обязательным атрибутом решения ее проблем являются кадровые перестановки.
С точки зрения формалиста тут все логично. В больших компаниях между ТОП-менеджментом четко разделены зоны ответственности, и если в конкретной зоне произошел провал, есть с кого спросить. Но дьявол кроется в деталях. Глобальные вопросы как то, например, утверждение ныне проваленной «Программы 20/20», подразумевавшей наращивание добычи газа «Укргаздобычей» до 20 млрд куб м к 2020 г., является результатом решения правления и набсовета «Нафтогаза».
Это означает, что повторная смена «правой руки» Андрея Коболева точно не решает проблему с неудовлетворительным промыслом газа, ведь в компании остался костяк, который, собственно, утверждал эту самую «Программу 20/20» и контролировал ее выполнение. Но если с этим вопросом не заморачиваться, то все хорошо: с новым главным сподручным у главы «Нафтогаза» есть возможность начать жизнь с чистого листа.
Владимир Комаров«ОЛИГАРХ»