Как компании олигарха Василия Хмельницкого забрали из банка “Хрещатик” 116 млн грн за пару часов до его банкротства
В начале сентября банк “Хрещатик” не смог аннулировать в Северном апелляционном суде договоры о финпомощи одних структур Хмельницкого – другим, благодаря чему тем в свое время удалось провернуть нехитрую операцию по выемке застрявших в обанкроченном банке депозитов.
Это уже второй круг, по которому рассматривается дело, инициированное банком еще в 2018 году. Его обстоятельства позволяют в деталях рассмотреть то, как ограничение на возврат депозитов в размере 200 тыс грн действует исключительно для обычных граждан, а не олигархов.
В июле 2014 года между банком “Хрещатик”, который тогда контролировали бизнесмены Андрей Иванов, Василий Хмельницкий и Киевгоргосадминистрация, выдал ООО “Меридиан Инвест” кредит на 103 млн грн.
Заемщик принадлежал ПАО “Агрофирма “Троянда”, конечным бенефициаром которого до сих пор указан Василий Хмельницкий – один из богатейших киевских бизнесменов, владелец девелоперского холдинга Ukrainian Development Partners (UDP) и технопарка Unit.city. В залог банку связанное ООО “Центр-Инвестресурс” передало 10 тыс кв метров недвижимости на ул Мазепы, 1 (возле метро Арсенальная) и три земельных участка в центре города площадью 1,9 га.
Спустя почти два года, 5 апреля 2016 года, НБУ признал “Хрещатик” неплатежеспособным и ввел в него временную администрацию. В ночь до этого банк практически был опустошен. 5 апреля с 4 по 08.39 часов утра упомянутое “Троянда” и ООО “Экспоран Стрим” перекинули свыше 116 млн грн со своих депозитов на счета “Меридиан Инвеста”, который в свою очередь в 08.39 погасил свои обязательства перед банком.
Накануне краха таким образом забирали деньги не только структуры Хмельницкого, но и коммунальные предприятия Киева. И с пользой для бизнеса олигарха: на них КП прикупили около 100 квартир в ЖК “Паркове місто”.
Указанные операции временная администрация “Хрещатика” признала фиктивными, в том числе потому, что “Троянда” была отнесена к связанным лицам, но получила свои депозиты вне очереди, тогда как должна была стать в последнюю, девятую очередь. “Меридиан Инвест” попытался отменить в суде решение администрации, но проиграл в декабре 2017 года Киевский апелляционный хозсуд.
Признание администрацией фиктивным договоров не означало их аннулирование. Банк затеял новый спор именно с этой целью, но, как упоминалось выше, в начале сентября потерпел поражение в Северном апелляционном хозсуде.
Развалились и уголовные производства, открытые по следам описанных событий. Уголовное производство, связанное с изъятием денег с депозитов через “Троянду” коммунальными предприятиями (№52017000000000202 от 2017 года) расследовало НАБУ и закрыло в 2019 году. В феврале этого года апелляционная палата Высшего антикорсуда отказала Фонду гарантирования вкладов физлиц в возобновлении дела.
Второе уголовное производство (№4201600000000068) было открыто по эпизодам вывода структурами Хмельницкого собственных депозитов. Его расследованием занималось Главное следуправление Нацполициии. Летом 2020 года “Хрещатик” обратился в Печерский райсуд с жалобой на следователя Горохова О.Г., который в декабре 2019 года вынес постановление о закрытии дела.
Даже теоретический успех в судах вряд ли будет иметь значение для банка. Как писал “ОЛИГАРХ”, недвижимость на Мазепы, которая была залогом, сразу же перепродали ООО “Войткон”, которое в свою очередь летом 2020 года договорилась о ее продаже фонду “Ритейл Капитал”, принадлежащего совладельцу ритейлера Fozzy Group Владимиру Костельману.
Там, где конвертировать депозиты в погашенные кредиты не удалось, последние были выкуплены за копейки на аукционах ФГВФЛ по продаже проблемных долгов. Весной 2020 года на Prozorro.sale пул кредитов на 3,9 млрд грн с залогами в виде сотен гектар земли под Киевом всего за 37 млн грн выкупили посредники, уступив его в итоге ФК “Асума”, не чуждой Хмельницкому.
Владислав Боровиков«ОЛИГАРХ»