Герой сегодняшнего интервью Дмитрий Крючков вызывает самые противоречивые чувства у тех, кто с ним имел дело. Одни его знают как соавтора одной из самых коррупционных схем современности, реализованной под проектом «Энергомережа». Для других Крючков – партнер, с которым можно вполне успешно зарабатывать деньги.
Вторая версия сейчас на много ближе к нашему визави: в ходе интервью выясняется, что с недавних пор структуры Дмитрия Крючкова стали владельцами единственной частной линии электропередач, по которой в Украину можно поставлять российскую электроэнергию. Этот проект еще соберет вокруг себя много шума потому, что речь идет ни много, ни мало – о частном канале налаживания торговых отношений со страной-оккупантом.
Но и без этого будущего скандала Крючкову скучно не будет. По его собственному признанию, сейчас НАБУ активно взялось исследовать роль соратника Петра Порошенко Игоря Кононенко в схемах «Энергомережи».
20.09.2020 прошло судебное заседание Высшего Антикорупционного суда в рамках «дела «Энергомережи». Каков его итог?
Решение было в отношении бывшего директора Запорожьеоблэнерго Игоря Корниленкова начать заочное рассмотрение дела, а дальше дело перенесли на 2 ноября. По сути, дело не рассматривали, было подготовительное заседание. Промежуточное решение. Бывшего директора нет в стране, прокуроры не могут его найти.
Благодаря чему так получилось, что вы можете себе позволить находиться на территории Украины, а Корниленков нет?
Это было решение каждого из нас. По отдельности, не сговариваясь. Я принял решение вернуться в Украину, а Игорь Петрович принял иное решение.
Хотя у него ситуация гораздо проще, чем у меня. У него нет хищения. У него только злоупотребление служебным положением. Только 364 статья. Говорить за него я не могу и не буду.
А вы с ним давно контактировали?
Давно. Нам судом запрещено общаться. Придерживаюсь требований суда.
Ваш прогноз касательно итогового решения Атикоррупционного суда?
Я с уважением отношусь к судьям, но с такими темпами и таким уровнем загрузки судебной системы в лучшем случае полтора года. Плюс, еще есть вопрос по существованию самого Антикорупционного суда, который сейчас рассматривается в Конституционном суде. С учетом такой загрузки решение может быть и через два года.
Изменилась ли позиция следствия НАБУ относительно Игоря Кононенко? Ранее вы сообщали, что следствие старалось его не замечать.
В данный момент уже НАБУ обращает внимание на Кононенко. Мы даем в отношении него и частично его приближенных показания. Сейчас позиции изменились.
С какого момента это началось?
Последний месяц. Они пытаются собрать отдельный кейс в рамках дела легализации средств.
Связывать с выборами активность НАБУ не стоит?
А Кононенко избирается?
Избирается ближайший соратник Кононенко Порошенко.
Пока речь идет о Кононенко и его окружении, но не о Порошенко. Именно о способе легализации средств. Озвучить не могу, тайна следствия. На этом этапе мы сотрудничаем с НАБУ. Содействие с ними так точно не усугубит мое текущее состояние дел.
Какова сейчас общая сумма заявленных претензий к «Энергомереже»?
Два с лишним миллиарда гривен. Это если говорить о заявленных исках в процедуре банкротства. На сегодняшний день мы не имеем задолженности перед каким-либо облэнерго. Потому что НАБУ признала эти договора несостоявшимися, после чего мы стали должны предприятиям-потребителям, а не облэнерго. В этом как раз и состоит один из элементов нашей защиты, потому что остальные предприятия являются не государственной формой собственности. Здесь говорить о нанесении ущерба госпредприятиям не приходится, так как у нас уже восстановлена бухгалтерия в исходное состояние. Так что 2 млрд – это сумма, предъявленная уже потребителями электроэнергии.
Кто из ваших кредиторов самый активный в плане требования возврата долгов?
Игорь Валерьевич Коломойский. Как всегда. Это ферросплавные заводы.
Сколько в общей сложности ваша сторона ему должна?
По памяти не готов сказать. Суммы свыше 100 млн.
Может скорее около 500 млн?
Ну, наверное.
И какое поведение Игоря Валерьевича в такой ситуации?
Пока все цивилизовано, никаких неприятных ситуаций.
Что касается трехсторонних договоров между «Черкассыоблэнерго», местным «Азотом» и «Энергомережой». Теперь ваша компания должна «Азоту» 315 млн грн?
По моему, да.
А «Запорожскому титано-магниевому комбинату» 490 млн?
По «ЗТМК» отдельный вопрос, можем вернуться чуть позже.
Можем ли мы сказать, что второй по активности взыскания долга и первый по сумме претензий к «Энергомереже» Дмитрий Фирташ?
Я скажу лишь свое мнение. Фирташ может заявлять какие угодно требования, только требования к самому Дмитрию, это 1,9 млрд по «Азоту», 1,3 млрд по «ЗТМК».
Он должен эти суммы облэнерго?
Да. Больше 100 млн долларов не заплачено этими предприятиями за потребленную электроэнергию. И «Энергомережа» здесь абсолютно не причем. И при всем при этом, производство работало, химические удобрения производились, титановая губка производилась, и в последующем продавались.
Поэтому говорить по поводу требований к «Энергомереже». Я бы скромно молчал на месте Фирташа.
Он активно отстаивает свою позицию?
Настолько, насколько ему позволяют юридические рамки. Все происходит в правовом поле.
Я правильно понимаю, ваша сторона должна Фирташу 800 млн грн?
Да, порядка.
Есть информация, что между вами испорчены отношения?
Она соответствует действительности. Это началось со смен руководителей облэнерго. Например, в «Черкассыоблэнерго», в свое время, Порошенко поставил своего человека – его фамилия Самчук. В «Запорожьеоблэнерго» поставили креатуру Коломойского Ангелову. Тогда у нас все стало не совсем хорошо.
И отношения с Фирташем испортились после того, как пропал контакт «Энергомережи» с облэнерго. После потери этого контакта остановился процесс расчета с предприятиями этого джентльмена (Фирташа – «ОЛИГАРХ»). Ну и в некоторых случаях в обратную сторону: это касается разницы в тарифах, субсидиях, дотациях и т.д.
Когда вы последний раз встречались с Фирташем?
Давайте оставим этот вопрос без ответа.
Есть ли основания считать, что этот конфликт будет развиваться и станет корпоративно-агрессивным?
Только в юридическом поле. По тому же «Черкассыоблэнерго», я являюсь основным кредитором. Мы решением судов сломали сделку по рассрочке предприятию Фирташа долга на 1.7 млрд грн. Мы, через правоохранительные органы, сами представляясь в судах, признали незаконными соглашения между «Черкассыоблэнерго» и «Азот».
Когда погашение долга «размазывается» на 20 лет?
Да, мы выступили против этого, как основные кредиторы, и суд стал на нашу сторону, отменив эти кабальные договора.
Но вы ведь так еще больше ухудшили отношения с Фирташем. Зачем это вам?
Моя мотивация простая. Через 20 лет не будет ни «Азота», ни «Черкассыоблэнерго». То, что они попытались подписать, проще было назвать списанием суммы в 1.7 млрд, а не рассрочкой. А у меня в этом списании нет никакого интереса, потому что моим компаниям «Черкассыоблэнерго» должно деньги.
Давайте поговорим о «Центрэнерго». Ваша компания «Баланс Груп» предъявляет к энергокомпании требования на 1 млрд грн, но та их не признает и стоит вопрос об отмене договоров переуступок долга, на основании которых у «Баланс групп» возникли такие крупные претензии. На каком этапе сейчас соответствующее судебное разбирательство?
8 октября было решение Верховного суда, где все договора признаны законными. Немного объясню. Было рассмотрено дело по переходу кредиторской задолженности. «Транснова» часть своих требований передала «Баланс груп». Эта сделка была обжалована «Центрэнерго», которому она показалась неправомерной. Дело было рассмотрено первой, второй и третьей инстанцией, направлено на новое рассмотрение и дошло до Верховного суда. Основной посыл – судами не был исследован вопрос влияния этого договора на банкрота. Когда дело возбуждалось, велась процедура банкротства. Она была прекращена. Суд пришел к тому, что поскольку предметом рассмотрения была кредиторская задолженность, то нужно было рассмотреть ее в рамках процедуры банкротства. Решение Верховного суда открывает путь к возобновлению дела о банкротстве «Центрэнерго». Точнее, открывает путь для его возобновления.
Требования «Баланс Груп» включены в реестр кредиторов? Какова сумма?
«Баланс групп» – это конкурсный кредитор «Центрэнерго». Но пока только на сумму 15 млн грн.
Давайте поговорит о том, что на сегодняшний день представляет собой бизнес Дмитрия Крючкова. Во что инвестировали в недавнее время?
Мы с партнером приобрели участок межгосударственной высоковольтной линии с направлением в сторону Курской атомной станции.
С партнером?
Я думаю, он бы не хотел, чтобы его называли. Мой равноправный партнер, он украинец.
Зачем купили и что именно купили?
Это единственная в Украине действующая частная ЛЭП «Сумы-Северная». Ранее, прецедентов таких не было. Мы планируем стать оператором передачи электроэнергии магистральными электросетями.
Будете поставлять электроэнергию из России в Украину?
По нашему убеждению логика восторжествует. Принцип открытого рынка на то и есть таким принципом, что если есть более выгодное предложение, то тому же населению все равно, кто вырабатывает электроэнергию: «ДТЭК», «Центрэнерго» или кто-либо другой. Важна конечная стоимость.
У кого купили эту ЛЭП?
НПО Фрунзе. Они исторически владели этой линией. Длина участка почти 100 км. И завод владел этой ЛЭП. Я лично встречался с Владимиром Лукьяненко по вопросам этой сделки.
У него же серьезные российские партнеры, зачем ему продавать?
Его специфика машиностроение в первую очередь, а не электроэнергетика.
Линия эксплуатируется? По ней сейчас идут так называемые «перетоки» и импорт не осуществляется?
Импорта как такового пока нет, но линия находится в рабочем состоянии, под напряжением. Это действующая линия.
Сколько планируете импортировать?
Сколько позволяет пропускная способность. Сейчас мы изучаем техническое состояние линии. Имеем 100 млн кВт/ч. транзита в месяц по Украине, но это не напрягаясь. А еще в добавок к линии – две подстанции.
В свое время был проект Дмитрия Фирташа по восстановлению другой межгосударственной ЛЭП – «Южно-Украинская АЭС – Исакча». Он вам интересен?
Мы рассматриваем вариант покупки, однако линия находится в нерабочем состоянии. Вся земля отведена, фундаменты под опоры существуют, но из более тысячи опор осталось порядка 200. Протяженность линии значительно больше той, что мы купили. Объем возможных инвестиции превышает 200 млн долларов. Мы в переговорном процессе.
Есть ли еще какие-либо активы, которые вы планируете приобрести?
Я не хотел бы сейчас оглашать.
Какие из ваших компаний сейчас ведут сотрудничество с «Укрэнерго»?
Я не буду отвечать.
10 января этого года в помещении вашей компании «Баланс Груп» по адресу ул. Харченко, 42 был проведен обыск. С чем был он связан и чем закончилась данная ситуация?
У «Баланс груп» никогда не было такого адреса. Адрес «Баланс груп» – ул. Богомольца, 6 квартира 15. Это квартира раньше принадлежала Петру Порошенко. Мы пытались креативить, потому специально зарегестрировали по этому адресу.
Из судебного реестра можно узнать, что обыск проходил и в компаниях «Энергомережа–генерация» и «Энергомережа–Трейд». Чем эти компании занимаются?
Это были трейдинговые компании. Купля-продажа электроэнергии. Они сейчас в замороженном состоянии.
В реестрах информация, что у них изъяли печати во время обыска именно по этому адресу.
У «Баланс груп» ничего не изымали.
В одном из последних интервью вы заявили: «предположение что Герус – человек Коломойского, не совсем оправдано». В моем интервью с Виталием Кропачевым он заявил, что Герус приходил к нему с предложениями по работе «Центрэнерго» от «понятного менеджмента от понятной бизнес группы». Можете прокомментировать? И не приходил ли он к вам с предложениями о каком-либо сотрудничестве.
Я общаюсь напрямую с Игорем Валерьевичем и у меня нет необходимости общаться с посредниками.
Вы воспринимаете Геруса, как посредника Коломойского?
Как вы сформулировали вопрос, так и получили ответ.
Так же Кропачев сказал, что ни разу с вами не встречался и может не реагировать на слова человека уровня, который не входит в сотню богатейших предпринимателей Украины и не является бенефициаром крупных предприятий. Не могли бы прокомментировать такую реакцию на вас?
Он конечно прав, я точно не вхожу в сотню крупнейших предпринимателей. Если для него критерий – это наличие в этом списке, то мне здесь комментировать нечего. Время всё расставляет на свои места.
Можно ли, учитывая, что Кропачева пресса всегда связывала с Кононенко, называть Кропачева – проектом Кононенко в угольной сфере?
Это на 100% так. Не было бы Кононенко, не был бы Кропачев Виталий на «Центрэнерого» как поставщик. Это факт? Факт. Хотя это мое мнение. Я прошу прощения, он разве входит в сотню крупнейших предпринимателей?
Как сейчас складываются ваши отношения с ФГИ?
Вот смотрите… Вернемся немного в прошлое. Согласно инвестиционного договора между государственным «ЗТМК» и ООО «ЗТМК», было передано имущество с госпредприятия в ООО.
Оно было создано в свое время вместо госпредприятия, куда было передано все имущество в обмен на инвестиционные обязательства. Это старая история. В итоге ни инвестиций, ни обещанных 200 млн долларов. Но до сих пор эта история тянется, и, насколько мы владеем информацией, сейчас органы Антикоррупционной прокуратуры пытаются в судебном порядке признать эту сделку несостоятельной, и вернуть имущество в пользу государства.
«ЗТМК», имеет 2,5 млрд грн кредиторской задолженности, из которых 1,7 млрд – это задолженность за электроэнергию. Заявления Главы ФГИ вызывают, мягко говоря, удивления по части некомпетенции этого руководителя. По законодательству, компании Фирташа принадлежит 49% в ООО «ЗТМК», а государству 51%. То есть, выставляя в такой формуле на приватизацию, право «первой ночи» имеет как раз Фирташ. Когда с одной стороны заявляют с таким гонором, что мы выгнали Фирташа с комбината, но при этом же, открыто говорят о возможности приватизации – передачи 51 % в интересах того же Фирташа. В чём смысл? Он имеет первоочередное право на выкуп 51 %, которым он, я думаю, безусловно воспользуется. Сегодня рынок титановой губки не настолько конъюнктурен по причине того, что производство тех же компаний к примеру, как «Боинг», сокращено до минимума, соответственно заказы на продукцию намного упали. Но завод работает, потребляет электроэнергию, регулярно накапливаются долги, катастрофические проблемы с расчетами, поставками продукции, а непосредственно руководитель «ЗТМК» получает указания от ФГИ. Кому отгружать, сколько по такой цене. Это частный случай, но такая коммуникация происходит по всем крупным объектам, которые находятся в управлении ФГИ.
Чувствуется, что для вас тема «ЗТМК» болезненна.
«ЗТМК» – лично мне должен более 2 млн долларов и не рассчитывается. Это по свежим поставкам электроэнергии. Мы с партнёром пытаемся выкупить его же производимую продукцию, а ФГИ запрещает это делать. В чем логика? Пока кто-то не придёт на поклон? Так на поклон никто ходить не будет.
Есть Дмитрий Крючков, известный своей специфической манерой ведения бизнеса и есть глава ФГИ Дмитрий Сенниченко, который позиционирует себя, как человек далёкий от коррупции и в медиапространстве фигурирует как борец со взятками. Не кажется ли вам, что критикуя его, вы еще больше усиливаете его позиции?
Давайте исходить от того, что человек, который занимает такую должность, в принципе должен быть готов к критике. Это, во-первых. Во-вторых, давайте говорить конкретно о тех объектах, с которыми связаны мои проекты, и которые связаны с ФГИ, которым больше года руководит господин Сенниченко.
«Центрэнерго» – была заявлена большая приватизация, было много деклараций. В итоге сам Сенниченко признает, что стоимость предприятия отрицательна, и на сегодняшний день по его оценкам это 1 млрд 40 млн, моя оценка в разы больше. Говорить о приватизации – это блеф.
«ОПЗ» – убыток предприятия 1 млрд 170 млн грн. Убыток деятельности предприятия, которое при сегодняшней минимальной стоимости газа, занимающим основу в структуре себестоимости производства. То есть предприятие, очевидно – прибыльное, но не в руках ФГИ.
«ОГКХ» – история нашумевшая. Питер Дэвис, который решил навести порядок и убрать заместителей, которые были «надеты ему на голову» ФГИ. Был уволен на следующий же день, после своего управленческого решения.
«Черкассыоблэнерго» – на руководителя предприятия уже больше года и Антикоррупционной прокуратурой, и центральным аппаратом СБУ возбуждены уголовные дела о хищении 1,6 млрд гривен. Человек до сих пор находится на своей должности, и от этого имеет финансовый «зыск», господин Сенниченко.
Вы пытались встретиться с Сенниченко?
У нас даже инициативы такой не было, но человек, занимая такую должность, он должен понимать, что его могут критиковать. Лично у него денег достаточно, чтобы профинансировать и оценку, и экспертизу, и всё остальное. Если вы сложите в столбик миллиарды убытков, тогда вопрос, а что этот человек делает на этой должности? Когда предприятия по факту – банкроты.
Дмитрий Якимец
«ОЛИГАРХ»