Провалив черноморские проекты, госкомпания попытается завоевать место под солнцем в Азовской акватории
23 октября 2020 года Верховный суд Украины принял сторону АО «Укргаздобыча» (УГД) в споре с Государственной службой геологии и недр Украины, обязав последнюю повторно рассмотреть заявление на получение госкомпанией специального разрешения на пользование недрами Салакарской площади. Этот участок расположен в пределах акватории Азовского моря, а свои планы на его освоение госкомпания высказывала еще в феврале 2017 года, когда подала Госгеонедрам заявку с целью получить лицензию сроком 30 лет на геологическое изучение недр, в том числе опытно-промышленную разработку с дальнейшей добычей нефти и газа.
В этом своем стремлении «Укргаздобыча» логична. Эта компания – публичное АО, акции которого принадлежат НАК «Нафтогаз Украины», а основным направлением деятельности является добыча природного газа, газоконденсата и нефти. 70% всех извлеченных углеводородов в Украине приходится на «Укргаздобычу». Но эта регалия никак не упростила доступ компании к Салакарской площади.
И дело тут отнюдь не в том, что до сегодняшних дней у ПАО не было опыта работы на морском шельфе.
В ответ на упомянутое февральское обращение УГВ, Госгеонедра отреагировали отказом с формулировкой «в связи с несоответствием в заявлении, пояснительной записке и обзорной карте названий структур, расположенных в пределах Салакарской площади». Бюрократическая отписка? С этим можно было бы согласиться, если бы не системное противостояние, на которое пошло геологическое ведомство после своего отказа.
Речь идет о том, что тогда, в 2017 году, получив поворот от ворот, «Укргаздобыча» попыталась заставить Госгеонедра выдать долгожданное спецразрешение при помощи суда, но в ответ компания столкнулась с отчаянным сопротивлением. Именно благодаря ему первая инстанция в лице окружного админсуда приняла сторону Государственной службы, придя к выводу о том, что у ПАО «нет правовых оснований получать спецразрешение на эту площадь без проведения аукциона».
В контексте сегодняшней нормативной базы это действительно так. Но есть одно «но». На момент подачи заявления на получение спецразрешения по Салакарской площади (то есть по состоянию на 2017 год) было актуальным правило, согласно которого компании, на которые возложены спецобязательства на рынке газа, могли получать их без проведения аукционов на использование недр. Входящая в состав «Нафтогаза» «Укргаздобыча» относилась к этой категории, а значит правомерно рассчитывала получить доступ к интересующей ее территории на внеконкурсной основе.
И если на уровне первой инстанции казалось, что ПАО не будет услышано, то впоследствии чаша весов Фемиды стала склоняться в сторону «Укргаздобычи». Так, летом 2018 года Киевский апелляционный административный суд отменил решение админсуда и частично удовлетворил требования УГД, обязав Госгеонедра повторно рассмотреть заявление истца. А сейчас это решение поддержал Верховный суд.
И в том, и в том случае позиция суда была основана на том, что решение об отказе должно было быть принято в форме приказа и размещено на сайте Госгеонедр в течение 5 дней, «а не получено спустя несколько месяцев в произвольной форме».
Решение ВСУ можно считать итоговым в этой конкретной схватке, но точно не в войне. Главным образом, потому что речь идет лишь об обязательстве геологического ведомства рассмотреть заявку (а не принять решение о ее удовлетворении).
Но для «Укргаздобычи» большой прогресс даже такой результат. Потому что буквально все схватки, которые были у этой госкомпании и/или «Нафтогаза» с Госгеонедрами, были проиграны. И главные из этих поражений касались как раз схваток за морские углеводородные проекты.
Один из последних таких примеров – фиаско в борьбе за пользование недрами нефтегазовой площади «Медуза». Этот участок занимает 990 кв км территории северо-западной части шельфа Черного моря. Площадь Салакарской лицензионной территории около 970 кв. км, поэтому хотя бы с этой точки зрения она может стать достойной заменой проигранной борьбе за черноморский шельф.
Владимир КомаровДмитрий Якимец
«ОЛИГАРХ»