«Нафтогаз» получил шанс на доступ к многомиллионной армии абонентских баз облгазов
24 ноября Верховный суд Украины отменил решение Окружного административного суда Киева от 30 ноября 2018 г. и постановление Шестого апелляционного админсуда от 12 февраля 2019 г., которыми были введены так называемые обеспечительные меры, парализующие один из важнейших документов Кабинета министров.
Речь идет об остановке действия отдельных пунктов постановления Кабмина №867 от 19 октября 2018 г. «Об утверждении Положения о возложении специальных обязательств на субъекты рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа».
За этой сложно воспринимаемой формулировкой стоит целый ряд важных решений для газового рынка Украины. Первоочередное из них в том, что постановлением №867 правительство продлило специальные обязательства (PSO) НАК «Нафтогаз Украины» по продаже газа для населения, религиозных организаций и производителей тепловой энергии.
Также Кабмин пересмотрел формулу расчета цены для продажи голубого топлива по PSO. Тогда за основу была взята среднеарифметическая цена газа «Нафтогаза» для промышленных потребителей (за июль-сентябрь 2018 г. в размере 8981 грн за 1 тыс. куб м.), и к ней стал применяться так называемый понижающий коэффициент. С ноября 2018-го этот самый коэффициент составлял 0,6943, что на выходе позволило повысить цену на газ для населения и тепловиков до уровня 70% от тогдашнего импортного паритета. А с мая 2019-го стал действовать коэффициент 0,8, подтянувший цены на газ до невиданного уровня 80% от импорта.
Эти решения били только по карманам рядовых граждан, но свое несогласие с постановлением Кабмина №867 проявила другая армия. Речь идет про три десятка областных газоснабжающих компаний (облгазов), большинство из которых опосредованно контролируется беглым магнатом Дмитрием Фирташем. Его компании не устроила в правительственном документе вовсе не формула расчета цены для продажи газа по PSO.
По данным “ОЛИГАРХА”, «газы» были обеспокоены прописанным в постановлении новшеством, которое касалось их самих. Оно подразумевало, что операторы газораспределительных сетей должны были передавать Министерству финансов информацию о бытовых потребителях в своих регионах. И обойти это правило облгазы не могли из-за предусмотренной для них санкции: вышеупомянутый НАК «Нафтогаз Украины» мог отказаться отпускать газ любому «облгазу», у которого не было на руках справки Минфина, из которой следует, что он поделился информацией о своих бытовых контрагентах.
На момент принятия такого решения оно воспринималось, как попытка навести порядок с платежной дисциплиной: как раз тогда в «Нафтогазе» активно культивировали слухи о том, что в абонентских базах «облгазов» много «мертвых душ», и вместо них голубое топливо попадает к коммерческим потребителям.
Но в сегодняшних реалиях постановление №867 играет совершенно другими красками. Речь о том, что с лета текущего года входящее в состав «Нафтогаза» ООО «Газопоставляющая компания «Нафтогаз Украины» было назначено так называемым «поставщиком последней надежды». На бюрократическом языке «поставщик последней надежды» – это компания, которая обязана в течение 2 месяцев поставлять газ потребителю, если тот по какой-то причине остался без поставщика газа. А на языке реалий «поставщик последней надежды» – это «Нафтогаз», который агрессивно нацелен на перетягивание к себе клиентов «облгазов»
Первый период времени миграция населения к ООО «Газопоставляющая компания «Нафтогаз Украины» была пассивной – к нему перешло несколько сотен клиентов. Но буквально на днях ситуация переломилась: в первый день зимы фирма НАК начала обслуживать 270 тыс. бытовых потребителей Херсонской области.
Пока что этот пример выглядит как исключение из правил. Но в случае возобновления действия оспариваемого «облгазами» положения из постановления Кабмина №867, все эти компании должны будут де-факто передать свои абонбазы Минфину, из рук которого те легко перетекут к «Нафтогазу».
Понимая эту угрозу, в ходе упомянутого судебного противостояния представители «облгазов» прямо заявляли о том, что «постановлением определен единый возможный поставщик природного газа бытовым потребителям – НАК «Нафтогаз Украины». «Это ставит в неравное положение участников рынка природного газа и устанавливает дискриминационные меры в сфере поставок газа», – так звучала позиция региональных компаний.
На первые две судебные инстанции она произвела впечатление, но на Верховный суд нет. Правда, нужно понимать, что упомянутое ноябрьское решение ВСУ только снимает обеспечительные меры по приостановке действия невыгодного «облгазам» пункта, не отменяя возможности для последних попытаться добиться его отмены.
Владимир Комаров«ОЛИГАРХ»